PhotoBuildings
Архитектурная
фотобаза

Лента комментариев

««1 ··· 910111213141516 ··· »»
Ссылка
3dfxVoodoo3 · Санкт-Петербург · 19.04.2024 18:26 UTC
Нет фотографий
Цитата (DartMeow, 19.04.2024):
> Как будто одно подъездный 114-012-12/66 (2М16-32/66)

В таком случае это 114-12-54.
0
+0 / –0
Ссылка
DartMeow · Минск · 19.04.2024 18:16 UTC
Нет фотографий · Редактор региона — Беларусь, Минск
Как будто одно подъездный 114-012-12/66 (2М16-32/66)
0
+0 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 19.04.2024 17:39 UTC
Нет фотографий
Ещё один такой детский сад найден, в Ростове-на-Дону (ул. Сарьяна, 84/20). Правда год постройки в кадастре стоит странный - 1932. наверное 1937 должно быть.
Спасибо! Комментарий учтён
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 19.04.2024 09:12 UTC
Нет фотографий
Кстати, а может и так. Но здание достаточно необычное для школы, угловое и очень длинное. Не на любом участке такую получится выстроить. Вряд ли это полноценный типовой проект, возможно проект повторного использования предприятиями НКЛП. Просто в нескольких источниках указано, что это типовой проект. Но я такую школу пока только одну встречал.

Не радует другое. Историки и краеведы практически никогда не указывают технические данные проектов - его номер, кубатуру и т.д. Видимо считают это не важным, хотя ведь они часто работают с архивными документами, даже указывают, что в таком то архивном деле есть чертежи на проект и т.д. Только год постройки указывают. Возможно не все находят номер проекта на чертежах, конечно. Я видел только те чертежи, что выкладывал наш архив, на проект 75, так там номер проекта указан мелко в углу и не явно. А крупно просто "Школа на 880 учащихся. Типовой технический проект". Поэтому, возможно, многие этот номер и не видят попросту. Но это если все чертежи проектов так оформлялись. Возможно на других чертежах по-другому будет. Но там в комплекте ведь должна быть и пояснительная записка, в которой проект указан явно. Хотя сохранились ли они в архивах? Случаи, когда номер проекта указан в статье историков, на сайте школ и т.д. единичны, но иногда ведь их откуда то берут. Видимо большинству людей все равно что это за проект. Многие часто добавляют от себя, что именно этот проект был специально разработан для использования под военные госпитали, но официального подтверждения этого я не видел ни разу ни для одного проекта (хотя так и есть, скорее всего, просто вряд ли эту информацию указывали в проектной документации), и эту фразу приделывают ко всем проектам тех лет. Фраза "проект школа-госпиталь" мелькает в статьях очень часто в качестве названия проекта, причем иногда и в серьёзных научных статьях.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 19.04.2024 08:43 UTC
Нет фотографий
Если школа на Ленина, 88/1 все же типовая, то это должна быть ЦБСП № 15458 "Школа средняя полная на 880 человек. 1-2 этажа. Центральное отопление. Кубатура 15395. Архитектурно-планировочная мастерская №1 НКЛП" (каталог № 15/1936). Это единственная известная 2-этажная школа на 880 человек (sic!), тем более, что она разработана в НКЛП (а меланжевый комбинат - это как раз текстильная, т.е. легкая промышленность). Кубатура, правда, отличается от указанной в статье (14821), но там же отмечается, что строительство велось с отступлениями от проекта.
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 19.04.2024 08:35 UTC
Нет фотографий
Спасибо за добавление здания в базу! А можно ещё добавить ещё одну такую школу - Орскую школу №49 (Орск, Советская улица, 49)? Просто несправедливо как то, что в базе её нет. Ведь именно с неё и работы орского краеведа был опознан этот проект.
Спасибо! Комментарий учтён
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 19.04.2024 07:10 UTC
Нет фотографий
Нашёл в сети статью, посвященную зданию бывшей школы Меланжевого комбината на Проспекте Калинина (проспект Калинина/проспект Ленина, 1/88), где сейчас расположен художественный музей - https://cyberleninka.ru/article/n/sredny.../viewer. В статье так же говорится и про одновременно строящиеся две школы проекта 72, эту и вторую, на Социалистическом проспекте 60. Здание сохранилось, причем на панорамах 2010 года оно ещё было в штукатурке и сохраняло оригинальный вид (сейчас обшито модными плиточками). В базе его нет. Но получается школ 72 проекта было не так и мало по стране.

Странно, что здание на Проспекте Калинина названо типовым проектом, причем есть отсылки на архивные документы (самих документов не приведено, правда). Причем и на сайте музея тоже написано, что это был типовой проект школы, которых по стране много. Но я вот такое здание вижу впервые в жизни, скорее всего это индивидуальный проект. Может повторного применения, но уж явно не типовой. Или что-то неизвестное раннее , до введения известных типовых проектов. Но если строили её одновременно с двумя школами проекта 72 (проект не указан, но указано где именно построены), то это должно быть уже во время действия обычных типовых проектов.
Спасибо! Комментарий учтён
+1
+1 / –0
Ссылка
Парень · 18.04.2024 20:02 UTC
Нет фотографий
Дом крутой и лучший, мне он нравится.
0
+0 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 17.04.2024 20:19 UTC
Нет фотографий
Некоторые детские сады из этого списка явно определяются, так как у них вместимость не частая. Например:
Проект №1055 Детский сад на 75 детей, каменный, с центральным отоплением (для I и II теплотехнических районов), 2 этажа, кубатура 1662,6 м3 - это, видимо, ЦБСП №21867, арх. Смоленская, кубатура 1945 м3. Просто других на 75 детей я не вижу в этом выпуске ЦБСП, а они ведь все разом утверждены в постановлении СНК. Но кубатура что-то сильно отличается. Может и не оно. Или не учтен подвал, веранды и т.д.

А вот этот - Проект №1059 Детский сад на 125 детей, каменный, с центральным отоплением (для I и II теплотехнических районов), 2 этажа, кубатура 3000 м3- это 100% будет ЦБСП №21982 архитекторов Кудрявцева и Степановой. Других на 125 детей там просто не было. Да и кубатура в ЦБСП близкая - 2961 м3. Так что тут без ошибки. Правда я таких садиков не видел ещё даже на фото. Ну кроме рисунка фасада из журнальной статьи, что обсуждали выше.

Ещё вот эти похоже будут так:
Проект №1049 Детский сад на 25 детей, каменный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 1 этаж, кубатура 594,1 м3 - видимо это ЦБСП №21478, кубатура 651+50=701 м3, арх. Смоленская. Кубатура сильно отличается, зато под описание подходит больше всего. И к нему парой деревянный аналог:
Проект №1060 Детский сад на 25 детей, деревянный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов), 1 этаж, кубатура 621,1 м3 - это видимо ЦБСП №21477, арх. Смоленская. Тут кубатура в ЦБСП указана 574+50=624 м3. Практически идеально совпадает. Да и описание похожее очень.

Но кубатура и у яслей, роддомов и консультаций, которые есть в каталоге 1939 года все, отличается тоже. Не сильно, но отличается. Так что сложно по ней судить.

В выпуске 10 журнала за этот же 1939 год в конце тоже проекты указаны. Но они перестали почему-то указывать такую "глупость", как номер проекта. Зачем типа? Описание проекта очень подробное, но без какого либо номера или шифра. А там и пара садиков, как раз эти на 125 и 200 детей от Степановой и Кудрявцева, школы есть и т.д.
+1
+1 / –0
Ссылка
matsumi · Островец · 17.04.2024 19:36 UTC
Нет фотографий
2С-04-8 или 214-1-87, по имеющимся фоткам не разберу.
0
+0 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 17.04.2024 17:55 UTC
Нет фотографий
А это, похоже, ЦБСП № 17440 "Театр на 1200 человек. 5 этажей, с цокольным этажом. Кирпичный, центральное отопление. Кубатура 71669 м³. Архитектурно-проектное бюро Наркомпроса. Для г. Казани".
0
+0 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 17.04.2024 15:33 UTC
Нет фотографий
Да, Трансгражданпроект - это НКПС. Удалоось откопать вот такое: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25553606

Проект №9, видимо, это ЦБСП № 16930, судя по характеристикам (правда, все равно чуть-чуть отличаются).
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 17.04.2024 15:02 UTC
Нет фотографий
Да, я видел эти статьи тоже. Причем статью про скоростное строительство яслей я ещё год назад утянул с гугл-книг, скорей всего из этого же журнала. Но с ограничениями, насколько помню, там не все страницы к просмотру доступны бывают. А тут она целиком доступна.

Детские сады на 125 и 200 мест упоминались и в Архитектуре СССР, среди утвержденных на 1938-39 год проектах, я оттуда выкладывал планы - https://sun9-3.userapi.com/impg/7ysGNkoo...e=album
Но в этом журнале они более подробные, конечно.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 17.04.2024 14:52 UTC
Нет фотографий
Скорее всего, номера на 10хх продолжаются здесь, в более поздних проектах: https://photobuildings.com/photo/21571/#89509

P.S. В том же журнале № 6 за 1939 год (по совпадению как раз читал эти журналы) есть статья о скоростном строительстве яслей на 120 мест: https://lib.cntb-sa.ru/node/5503?fragment=page-19. Судя по планам и фото, 003 (ЦБСП № 21896), но местоположение в Москве (указана 1-я Красногвардейская улица, ныне часть Шмитовского проезда) установить пока не удалось.

А вот в 11-м номере за тот же 1939 год есть статья архитектора Кудрявцева о "московских" проектах детских садов на 125 и 200 мест (спроектированных самим Кудрявцевым и Степановой): https://lib.cntb-sa.ru/node/5506?fragment=page-18.
В каталоге ЦБСП они присутствуют (21981 и 21982 соответственно https://photos.google.com/share/AF1QipOb...1FvWGZ3), но в статье есть еще чертежи. Можно попробовать поискать такие в Москве.
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 17.04.2024 14:34 UTC
Нет фотографий
В журнале Коммунальное строительство №6 за 1939 опубликован список типовых проектов, утвержденных на 1938-39 годы, поступивших в организованную по поручению правительства библиотеку Академии коммунального хозяйства:

№ п/п №№ проектов Наименование проектов в библиотеке типовых проектов при АКХ Число этажей Кубатура здания м3 Наименование технич.-проектной организации

Здания консультаций

1 212 Консультация с раздаточной II категории, кирпичная с печным отоплением (без подвала) 1 1609,66 Госздравпроект
2 213 Консультация с раздаточной II категории, деревянная рубленая с печным отоплением (без подвала) 1 1451,15 Госздравпроект
3 220 Консультация с молочной кухней, III категории, кирпичная с печным отоплением (без подвала) 1 1176 Госздравпроект
4 221 Консультация с молочной кухней, III категории, деревянная рубленая с печным отоплением (без подвала) 1 1010 Госздравпроект

Родильные дома

5 121 Родильный дом на 20 коек, кирпичный, с печным отоплением и кухней (без подвала) 1 2904 Госздравпроект
6 122 Родильный дом на 20 коек, деревянный, с печным отоплением и кухней (без подвала) 1 2564 Госздравпроект
7 134 Родильное отделение на 16 коек при больнице, кирпичное, с печным отоплением (без кухни и подвала) 1 2375 Госздравпроект
8 135 Родильное отделение на 16 коек при больнице, деревянное, с печным отоплением (без кухни и подвала) 1 2130 Госздравпроект
9 152 Родильное отделение на 10 коек при больнице, деревянное рубленое, с печным отоплением (без кухни и подвала) 1 782 Госздравпроект
10 153 Родильное отделение на 10 коек при больнице, кирпичное, с печным отоплением (без кухни и подвала) 1 925 Госздравпроект

Детские ясли

11 003 Детские ясли на 120 коек, кирпичные (с подвалом для котельной центрального отопления) 2 3561 Госздравпроект
12 012 Детские ясли на 80 коек, кирпичные (с подвалом для котельной центрального отопления, с двумя лестничными клетками) 2 2545 Госздравпроект
13 013 Детские ясли на 80 коек, кирпичные, с печным отоплением 1 1975 Госздравпроект
14 014 Детские ясли на 80 коек, кирпичные, с центральным отоплением 1 2175 Госздравпроект
15 022 Детские ясли на 60 коек, кирпичные с подвалом для центрального отопления 1 1800 Госздравпроект
16 032 Детские ясли на 40 коек, кирпичные, с печным отоплением 1 980 Госздравпроект
17 033 Детские ясли на 40 коек, деревянные, с печным отоплением 1 923,5 Госздравпроект
18 040 Детские ясли на 25 коек сельского типа, деревянные, с печным отоплением 1 489 Госздравпроект
19 001 Детские ясли на 80 коек, кирпичные, с центральным отоплением 1 2165 Проектная мастерская №3 Моссовета

Детские сады

20 1058 Детский сад на 100 детей, каменный, с центральным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 2 2227 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
21 1057 Детский сад на 100 детей, каменный, с печным отоплением, водопроводом и канализацией 2 2107 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
22 1059 Детский сад на 125 детей, каменный, с центральным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 2 3000 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
23 1055 Детский сад на 75 детей, каменный, с центральным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 2 1662,6 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
24 1062 Детский сад на 50 детей, каменный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 1 1097 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
25 1053 Детский сад на 50 детей, каменный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 1 1205 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
26 1052 Детский сад на 50 детей, деревянный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 1 1023 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
27 1061 Детский сад на 50 детей, деревянный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 1 1005,47 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
28 1063 Детский сад на 100 детей, каменный, с центральным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 2 2257,97 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
29 1049 Детский сад на 25 детей, каменный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 1 594,1 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР
30 1060 Детский сад на 50 детей, деревянный, с печным отоплением (для I и II теплотехнических районов) 1 621,1 Проектная мастерская Наркомпроса РСФСР

Хотел по этим данным установить реальные номера проектов для детских садов, но вот не выходит. Почему-то, если для Госздравпроекта (ясли, роддома и т.д.) кубатура совпадает с ЦБСП, то для детских садов нет ни единого совпадения совсем. Поэтому не совсем понятно по некоторым проектам. А вот по яслям и роддомам похоже известны настоящие номера проектов. Вот только они и по другим источникам многие уже известны.
+1
+1 / –0
Ссылка
DartMeow · Минск · 17.04.2024 11:07 UTC
Нет фотографий · Редактор региона — Беларусь, Минск
0
+0 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 17.04.2024 06:32 UTC
Нет фотографий
Цитата (Hysteric329, 16.04.2024):
> Смущает, правда, что на всех фото подписано как детский сад (а не ясли).

Больше на детский сад и похоже, конечно. Возможно, кстати, что здания 30-х и 50-х все же разные будут. Просто сделано на основе одного проекта. Хотя кто его знает. Может найдется информация и по этому проекту.


Цитата (Hysteric329, 16.04.2024):
> Хотя, если уж они даже школу яслями обозвали, то что с них взять.

Так фото подписывают музейные работники. Они в архитектуре не очень сильны, а музейные фото часто с ошибками изначально подписаны. Вот у нас строительство школы по музейному каталогу как строительство сельхозинститута подписано было - https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=29101169. Хотя в газете 1935 года, куда изначально это фото было сделано, подписано правильно "заканчивается строительство школы". Это одна из двух школ 1935 года постройки, которые упоминались в архивном документе 1935 года, который архив приложил к тем чертежам проекта 75. Ну видимо что уж нашлось по школьному строительству тех лет в документах. Кроме того эти две школы упоминались и в статье журнала тех лет, где их раскритиковали за малый темп строительства, отсутствие водопровода на стройплощадке, что вызывало проблемы с приготовлением цементного раствора, полное отсутсвие хоть какой то механизации на стройплощадке (все полностью делалось вручную) и неправильную ориентацию здания у одной из этих школ, что привело якобы к перерасходу стройматериала.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 16.04.2024 20:56 UTC
Нет фотографий
Смущает, правда, что на всех фото подписано как детский сад (а не ясли). Хотя, если уж они даже школу яслями обозвали, то что с них взять.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 16.04.2024 20:34 UTC
Нет фотографий
Наверное, опечатка и на самом деле 1958.
+1
+1 / –0
Ссылка
Arbitr · Харьков · 16.04.2024 19:49 UTC
Нет фотографий
А как его в 48 окончили строить по проекту 54 года?
+1
+1 / –0
««1 ··· 910111213141516 ··· »»