PhotoBuildings
Архитектурная
фотобаза

Комментарии на фотографии автора Иван Волков

Отобразить все комментарии

««1234 ··· 46»»
Ссылка
Dima4041 · Киров · 04.12.2023 15:02 MSK
Фото: 18
Цитата (Hysteric329, 20.09.2023):
> Да, заметил - кубатура в разных источниках не совпадает, и у школ тоже. Не исключено, что что-то менялось в ходе корректировки - достаточно ту же высоту подвала на 1 см изменить, и кубатура уже на несколько кубометров будет отличаться.

Просто в каталогах ЦБСП и других документах идет полезная кубатура, там цифра для каждого типа школ была установлена жестко довольно. Превышать её было нельзя. Но подвал с котельной в неё не входили, как я понял. А вот в пояснительных записках она полная, с этим подвалом, видимо. Вот из статьи в журнале "Наше строительство" №21 за 1935:
"В целях лучшего использования кубатуры и площадей школьных зданий в типовых про­ектах 1936 г. по сравнению с проектами 1935 г.Архитектурно-проектному бюро предложено при проектировании центрального отопления
устанавливать размер подземной кубатуры ко­тельных школ на 880 учащихся
в 500 куб.м и школ на 400 учащихся в 400 куб. м. Эта куба­тура не входит в счет предельной кубатуры, установленной для указанных школ"

https://lib.cntb-sa.ru/node/1610?fragment=page-40
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 25.10.2023 15:52 MSK
Фото: 18
Цитата (Hysteric329, 25.10.2023):

>Про школы Рощина (71 и 75) такого как будто бы нет.

75-я это 19358, кубатура совпадает полностью, да и отсылка на рисунок проекта 71 в более старом каталоге. И действительно ведь не указано, что они угловые. Видимо да, 78 вполне может быть 15488.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 25.10.2023 15:28 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
Цитата (Dima4041, 25.10.2023):
> Кстати, ЦБСП №19360 на самом деле может оказаться проектом 74 Полгара и Смышляева, на основе которого был разработан 2048 (интересно кто у него авторы?).

Может быть. Думаю, у 19360 и 2048 авторы одни и те же.
Кстати, вот интересно, кто окажется автором 20242 (это какая-то типовая московская школа 1938 года). Написано, что 5-я архитектурная мастерская, но кто из московских архитекторов в те годы работал именно в 5-й?
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 25.10.2023 14:47 MSK
Фото: 18
Цитата (Hysteric329, 25.10.2023):
> Может, как раз от той московской "нетиповой", которая там же и упоминается?

Я так же сначала подумал. Но про эту "нетиповую" школу есть упоминание в статье журнала "Строительство Москвы" и она не похожа на приведенный план. Ну или вот сборная статья на основе журнальных статей тех лет - http://tehne.com/event/arhivsyachina/pla...ol-1935 и эта школа на Кропоткинской улице там есть, с планами и фото. Третьего входа и длинных крыльев со двора я у неё не вижу. Я так пока и не понял от чего этот план приведенный. Чем то похож на 19360, но не он. Да и нет у 19360 третьего входа и гардероба по центру, как я понял.

Кстати, ЦБСП №19360 на самом деле может оказаться проектом 74 Полгара и Смышляева, на основе которого был разработан 2048 (интересно кто у него авторы?).
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 25.10.2023 14:23 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
Цитата (Dima4041, 25.10.2023):
> Я думал в журнальной статье ошибка и это план от какой то совсем другой школы

Может, как раз от той московской "нетиповой", которая там же и упоминается?


Цитата (Dima4041, 25.10.2023):
> По 78 - да, угловая четырехэтажная (как в Гомеле, Волгограде и т.д) на работы Малыгина похожа.

Тем более, что 70 (15485) в каталоге явно указана как "угловое решение", как и 15488. Про школы Рощина (71 и 75) такого как будто бы нет.
0
+0 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 25.10.2023 12:04 MSK
Фото: 18
Цитата (Hysteric329, 25.10.2023):
>Это косвенно подтверждает, что 69 - это 14314 (насчет 78 непонятно, возможно, все-таки как раз та угловая, 15488 в каталогах).

Ну по 69 (и 65) скорее всего 100% верно опознали, очень уж много косвенных доказательств. Но вот прямых то доказательств нет. А жаль. Ну ничего, со временем найдем, думаю. По 78 - да, угловая четырехэтажная (как в Гомеле, Волгограде и т.д) на работы Малыгина похожа. Хотя и трехэтажная похожа ведь, а она, видимо, от Червонной все-таки.


Цитата (Hysteric329, 25.10.2023):
> 2) В перечне на 1935 год только 2 школы на 880 (или 800?) человек - Полгара/Смышляева и Артемьева/Сощенко, причем первая очень похожа на 12156 (в каталоге 1935 года тоже только 2 типовые школы - 12156 и 12157). Наверняка это они и есть (возможно, небольшая ошибка в плане 12156 в каталоге).

Ну в Архитектурной газете их тоже только две было, видимо так и есть. По ошибке в планах - в ЦБСП есть опечатки, но ошибки в планах замечены не были ранее, вроде (хотя они вполне могут там быть, конечно). В отличии от журналов. Может просто ранний и чуть более поздний вариант? 12156 похожа на план из книги Воинова к школе Полгара и Смышляева, но несколько отличается. Кроме того план такой школы есть в статье из журнала Архитектура СССР - https://lib.cntb-sa.ru/node/777?fragment=page-185 Но что то он сильно отличается и от плана из книги и от плана в ЦБСП. Я думал в журнальной статье ошибка и это план от какой то совсем другой школы, возможно из проектов для постройки в Москве. По середине здания там третий вход, насколько вижу? Вроде у типовых такого не попадалось.
+2
+2 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 25.10.2023 11:22 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
Еще парочка замеченных фактов:

1) В перечне строительства на 1937 год (в отличие от 1936) 69 (и 78) уже нет. Это косвенно подтверждает, что 69 - это 14314 (насчет 78 непонятно, возможно, все-таки как раз та угловая, 15488 в каталогах).
2) В перечне на 1935 год только 2 школы на 880 (или 800?) человек - Полгара/Смышляева и Артемьева/Сощенко, причем первая очень похожа на 12156 (в каталоге 1935 года тоже только 2 типовые школы - 12156 и 12157). Наверняка это они и есть (возможно, небольшая ошибка в плане 12156 в каталоге).

В любом случае, большое спасибо! Информация оказалась довольно ценной.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 25.10.2023 10:58 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
Цитата (Dima4041, 24.10.2023):
> Возможно именно его мы первоначально приняли за проект 78? Хотя ведь и 78 может быть трехэтажным в теории. Просто угловой вариант из последних найденных - вроде как более старый.
>

А может быть, 78 тогда - это 19360? А 192 - 19361, если 3-этажное. Правда, 19360 на творчество Малыгина не похожа как-то.

P.S. А вот садик Смоленской - это 167, очевидно. Внес.
+1
+1 / –0
Ссылка
Babylon · Москва · 24.10.2023 15:47 MSK
Фото: 259 · Общий редактор БД
Цитата (Dima4041, 24.10.2023):
> Интересно, они разные? Или просто по несколько экземпляров в библиотеке?

Судя по числу страниц, одинаковые. Просто разные библиотечные шифры
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 24.10.2023 14:13 MSK
Фото: 18
"Проект авторов арх. Полгара и Смышляева на 800 человек" - опечатка? Вроде как на 800 уже не было в то время, вместимость стала стандартной. Тем более это наверняка именно тот проект, что мы сейчас приняли как 74 (хотя,возможно, он и есть 74), а в газете он на 880 был указан.

Хотя я и "280" вместо "880" не первый раз в литературе тех лет встречаю. И это в подписи к четырехэтажному зданию. Вероятно опечатки в те годы были обычным делом.

UPD Блин, ну я и лох. Не разглядел проект 78 сначала. Все там есть, здание все таки четырехэтажное. Скорее всего именно то угловое, которое недавно обсуждали. Видимо угловое трехэтажное как раз проект 192 Червонной и будет.

UPD 2 В РГБ есть именно пояснительная записка на проект 78 - https://search.rsl.ru/ru/record/01005299477 , что интересно, вместимость указана 810 человек. И тут опечатка? Или это именно та самая угловая школа (как в Гомеле) и на самом деле меньшей вместимости?

Кстати на проект №65 тоже есть пояснительная записка - https://search.rsl.ru/ru/record/01005302233 Правда не факт, что там что то полезное указано. А кубатура не совпадает, чаще всего, с указанной в каталогах ЦБСП.

И ещё одна записка к проекту 65 - https://search.rsl.ru/ru/record/01005299474 Интересно, они разные? Или просто по несколько экземпляров в библиотеке?
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 24.10.2023 14:02 MSK
Фото: 18
Цитата (Babylon, 24.10.2023):
> Отснял

Спасибо! Много интересного, и этажность указана и материал стен. Жаль про 78 там ничего нет в пояснительных записках (возможно он более поздний), а в сметах этажность не указана. Но зато сейчас известно, что у Червонной и проект №192 трехэтажный, а не четырех, как у всех. Возможно именно его мы первоначально приняли за проект 78? Хотя ведь и 78 может быть трехэтажным в теории. Просто угловой вариант из последних найденных - вроде как более старый.

У Сапего два варианта, вот только номера проектов почему то не указали. Видимо первый вариант - проект 61, второй - проект №7. Хотя вот второй вариант я только один раз видел на фото, что то нечасто он попадается, в отличии от 61 того же.
0
+0 / –0
Ссылка
Babylon · Москва · 24.10.2023 12:44 MSK
Фото: 259 · Общий редактор БД
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 23.10.2023 09:18 MSK
Фото: 18
Только не я это писал :) Но да, мне тоже интересно было бы это все увидеть. По 78 да, я подумал, да, видимо все же трехэтажная будет. Хотя в литературе тех лет сказано про один трехэтажный проект, я думал, что про 72.

Из общих пояснительных записок там несколько, непонятно одинаковые или нет.

https://search.rsl.ru/ru/record/01005122028
https://search.rsl.ru/ru/record/01005299461
https://search.rsl.ru/ru/record/01005299462
https://search.rsl.ru/ru/record/01005299464

И по детским садам:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005299465

Ну кроме того там ещё какие то пояснительные записки без указания проектов есть, просто написано "на устройство отопления и вентиляции в здании городской школы". И таких тоже несколько.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 22.10.2023 11:55 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
Цитата (Dima4041, 14.09.2023):
> Если необходимо, могу отснять — пишите какие.

Интересно было бы посмотреть 78 (там наверняка указана этажность здания, поэтому сразу будет ясно, идентична ли она с 19361). Ну и, может быть, 65.

Плюс еще есть такое (общие пояснительные записки по нескольким проектам): https://search.rsl.ru/ru/record/01005299461 и https://search.rsl.ru/ru/record/01005299464. Оно 1935 года, поэтому там может быть информация по ранним проектам (всякие там 4 и 7).
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 23.09.2023 15:51 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
А это получается ЦБСП 21863.
+1
+1 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 20.09.2023 21:30 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
Цитата (Babylon, 20.09.2023):
> Сравнил кубатуру одноэтажных домов с другим каталогом — тоже не сошлось.

Да, заметил - кубатура в разных источниках не совпадает, и у школ тоже. Не исключено, что что-то менялось в ходе корректировки - достаточно ту же высоту подвала на 1 см изменить, и кубатура уже на несколько кубометров будет отличаться.
+1
+1 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 20.09.2023 21:24 MSK
Фото: 18
Цитата (Babylon, 20.09.2023):
> Детские сады из каталогов ЦБСП 30-х

Спасибо большое! Жаль, в отличии от школ, мало изображений в каталогах. В основном только текст. Но даже так, я думаю, получится много что опознать из ранее неизвестного.
+1
+1 / –0
Ссылка
Babylon · Москва · 20.09.2023 20:24 MSK
Фото: 259 · Общий редактор БД
Детские сады из каталогов ЦБСП 30-х: https://photos.app.goo.gl/JHWnUXoHSx7vMvrT6

Сравнил кубатуру одноэтажных домов с другим каталогом — тоже не сошлось. Но жилая площадь одинаковая. В послевоенных каталогах такое тоже имеет место.
+2
+2 / –0
Ссылка
Hysteric329 · Казань · 20.09.2023 19:41 MSK
Фото: 20 · Общий редактор БД / / Редактор региона — Россия, Архангельская область / Россия, Волгоградская область / Россия, Республика Татарстан
Цитата (Babylon, 19.09.2023):
> По послевоенным можно сделать проще: https://photos.app.goo.gl/AyhUb3e9WR54v5u9A

Кстати, проекты общежитий на 100, 270 и 500 человек 1940 года (6025, 6030, 6032(6034)) - видимо, те же, что и в каталоге ЦБСП за тот же 1940 год (1335, 1336, 1337).
+2
+2 / –0
Ссылка
Dima4041 · Киров · 20.09.2023 14:58 MSK
Фото: 18
Цитата (armoredfail, 18.09.2023):
> походу у нас реально какое-то время объектом номер проекта был

Посмотрел каталог, так и есть, это номер проекта и он и в чертежах такой же двойной идет. Тройных нет, правда, но суть понятна - это именно номер проекта, в чертежах назван "шифр". А вообще все эти школы из каталога позже получили и шифр вида "2-02-хх", но в каталоге они ещё без него.

Что несколько смутило - обилие очень похожих внешне школ, при этом разных проектов. Везде ли они правильно были опознаны в базе?
+1
+1 / –0
««1234 ··· 46»»