PhotoBuildings
Архитектурная
фотобаза

Список зданий

Таллин, Замок и дворец Тоомпеа

В 1562 году король Эрик 14 потребовал, чтобы замок Тоомпеа был укреплен бастионами, для возведения которых каждого владельца недвижимости на Тоомпеа обязали участвовать в их создании тремястами человеко-дней. Строительство пошло более интенсивно после того как для укрепления эстонских замков из Швеции было получено 10 000 марок. Именно тогда были возведены первые крупные бастионы, которые по так называемой новоитальянской системе были предусмотрены для обороны южного фронта Тоомпеа и находившихся там ворот.
Ко второй половине 16 в. замок Тоомпеа устарел не только в фортификационном отношении, но и как репрезентативное строение. Старое мрачное здание конвента уже не отвечало требованиям правителей эпохи Возрождения. Поэтому, как только завершилась Ливонская война, по воле шведского короля Иоханна 3 было начато строительство нового репрезентативного здания, так называемого Государственного зала. Это означало вторжение в старый, рыцарских времен, Тоомпеа архитектуры новых ренессансных веяний. Старое здание конвента утратило свое значение символа власти. Теперь в нем разместили склады, некоторые помещения приспособили для многочисленных канцелярских нужд. Новое здание, именуемое Государственным залом, построили в форбурге, на месте старого оружейного склада, в непосредственной близости с «Длинным Германом». Для освещения зала в крепостной стене солдатами были прорублены большие оконные проемы. Ныне уже заложенные окна видны со стороны пруда Шнелля. Этим крупным строительством руководил сначала Антониус Полиензис, позже его сменил Иоханесс Полиензис — оба были родом из Польши. Строительство завершил около 1590 года известный зодчий и скульптор Ханс фон Акен.
Сильный пожар 1684 года, благодаря южному ветру почти не затронул замок. В 1691 году, когда строили новый амбар, в восточной стене пробили ворота, проем их сохранился до наших дней. Сильно изменили облик ближайшего окружения замка с южной стороны сооруженные в конце 17 в. крупные новые бастионы, возведение которых стоило огромных усилий.
Автором утвержденного в 1686 году проекта этих бастионов был Пауль фон Эссен, тогдашний комендант Таллинна. Он был одновременно и инженером и архитектором. Его проект усовершенствовал шведский офицер-фортификатор Эрик Дальберг. Вместе с бастионами на южном склоне Тоомпеа были построены новые репрезентативные ворота, они были названы Домскими и находились между бастионами «Ингерманландия» и «Швеция» (т.е. между современными горками Харью и Линды). Ворота проектировал архитектор Магнус Иоханн де ла Валле, после Э. Дальберга руководивший работами по укреплению Таллинна (17041710). Домские ворота — последнее в Прибалтике сооружение, относящееся к шведскому времени. Ворота напоминали античную триумфальную арку и были спроектированы с французской элегантностью.
В 1710 году Таллинн капитулировал перед войсками Петра 1. Замок Тоомпеа был на время заброшен. Правда, крыши все же ремонтировали, но тем не менее здания стали постепенно разрушаться. Площадь перед запушенным замком была огорожена деревянным забором. Положение изменилось только в царствование Екатерины 2, которая в 1766 году издала указ, повелевавший эстляндскому дворянству и городу Таллинну обновить помещения замка и приспособить их для Эстляндского губернского правления. Технический осмотр установил, что главные строения настолько обветшали, что их уже не представлялось возможным использовать для нужд губернского правления. Поэтому было решено построить новое здание. Местом для него был выбран восточный фронт замка. Проект составил всего за четыре месяца архитектор Иоханн Шульц, родом из Иены. 23 апреля 1767 года Екатерина 2 проект утвердила. Главный фасад нового репрезентативного здания был построен на фундаменте восточной стены замка. Ров, вырытый в 18 в., был засыпан и почва выровнена. Крепостная стена на месте запроектированного здания вместе с башней «Стюр ден Керль» была разобрана. В форбурге здания конвента было снесено здание Государственного зала шведского времени и некоторые подсобные строения, камень пошел на новое строительство. К 1733 году новое крыло дворца было построено. Здание завершило главу архитектуры барокко и открыло новую страницу — классицизм.
В первоначальном оформлении главного фасада, который позднее неоднократно подвергался изменениям, доминируют характерные для позднего барокко 18 в. одухотворенность и элегантность формы. Три слегка выступающих ризалита, обрамляющие их пилястры и помещенные попарно между окнами лизены (лопатки) создают равномерное вертикальное членение фасада. Боковые ризалиты завершают низкие треугольные фронтоны, которые первоначально были украшены рельефной композицией, состоящей из гербового щита и листьев аканта. Центральный ризалит завершала низкая украшенная вазами и флажками балюстрада (современный облик с волютами, гербовым щитом и флагштоком датируется 1935 годом, когда был построен и опирающийся на аркаду балкон). Горизонтальное членение фасада подчеркивают ряды окон, которые в связи с различным назначением каждого этажа сильно отличаются друг от друга. Поверхность стены нижнего этажа рустована и воспринимается как высокий цоколь. Второй, главный, этаж подчеркнут позднебарочным декором окон: балясинами под окнами и арочными и волютными пальметками. Третий этаж был первоначально мезонином, его квадратные окна в 1897 году перестроили в вытянутые (за исключением среднего ризалита).
Программа помещений составлена в соответствии с требованиями государственного центрального учреждения того времени. На втором этаже, в центре расположенных анфиладой помещений, на месте среднего ризалита расположен торжественный Белый зал (зал заседаний Совета Министров). Первоначально стены его были облицованы красноватым искусственным мрамором и украшены рельефным декором: связками трофеев, античными вазами и чередующимися с ними венкам и гирляндами. Мотивы этого декора, выполненного в виртуозной штуковой технике, соответствовали стилю раннего классицизма, пришедшего на смену барокко. В 1935 году, когда шел капитальный ремонт здания, отделку стен и потолка заменили новой, уже в стиле строгого классицизма.
Завершенное в 1773 году новое крыло дворца превратило Форбург старого замка и парадную площадь, к которой позже примкнул сквер регулярного плана. Замок превратился в дворец и утратил грозный облик — но не полностью. На высоком уступе западного фасада стоят — словно оборотная сторона медали — высокие башни и серая крепостная стена.
Несмотря на смену хозяев, старое ядро замка — здание конвента — все еще оставалось заброшенным. Только в 1793 году начались работы по его благоустройству. В 1808 году к южной стене во дворе было пристроено новое здание казенной палаты. В 1820-е годы за зданием конвента была построена новая конюшня. В особенно плохом состоянии была западная сторона, где стена здания конвента местами стала обрушиваться. В 1870 году обветшавшая известняковая скала, на которую опиралась западная стена замка, была укреплена капитальной опорной стеной. В конце столетия в северном форбурге здания конвента к восточной стене было пристроено новое здание архива, к которому позже на месте старой конюшни было пристроено к северной стене и второе крупное строение. Здание конвента было перестроено и превращено в губернскую тюрьму. В дни Февральской революции 1917 года, тюрьму сожгли и здание конвента снова оказалось в руинах.
В первые годы существования Эстонской Республики на месте разобранных стен сгоревшего здания конвента по проекту архитекторов Х. Йохансона, Э. Хаберманна и помогавшего им Б. Крюммера в 19201922 годах было выстроено административное здание, именовавшееся зданием Государственного собрания. В советское время в нем размещался зал заседаний Верховного Совета ЭССР и служебные помещения Совета Министров республики. В архитектуре этого здания ощущается стремление сочетать суровость исторического замка Тоомпеа с национально-романтическим стилем (оформление главного портала здания, в отделке окон и дверей в зале заседаний). Новое административное здание стало важным компонентом общего ансамбля Тоомпеаского замка. Простая и строгая архитектура его не лишена монументального спокойствия и в то же время несет в себе признаки своего времени. Строительно-технические и конструктивные возможности того времени определили его деловой и в то же время торжественный стиль.
По-новому развивая в эстонской архитектуре традиции конструктивности и сдержанности, архитектору удалось избежать торжественности и внешней парадности. Об этом красноречиво свидетельствует общий облик строгого, архаизированного главного фасада. Могучая аркада портала с его пологой наружной лестницей и три окна с арочными перекрытиями в центре фасада, где расположен зал заседаний, составляют ядро композиции. Верхняя часть горизонтально акцентированной композиции заканчивается простым мезонином, его венчает арочный фриз под несколько по-архаичному тяжеловесной крышей. Настроение, характерное для внешнего здания, преобладает и в архитектуре интерьера, в котором заслуживает упоминание фойе и зал заседаний, а в последнем — прежде всего архитектурное решение потолка, где ощущаются зачатки характерного для тех экспрессионизд ма. Из более позднего и менее значительного строительства на Тоомпеа следует упомянуть осуществленную в 1935 году по проекту архитектора А. Котли перестройку зданий, расположенных в западной и южной стороне двора. При решении южного фасада автор проекта исходил из позднебарочного главного фасада дворца. Так был создан фон и для реконструированного, окруженного новой опорной стеной бывшего Губернаторского сада — нынешнего сада дворца Тоомпеа.


Сортировать по:  улице и номеру дома  ·  дате постройки  ·  дате сноса  ·  этажности



ФотоУлица, номер дома Проект Архитекторы Этажность Нач.стр. Ок.стр. Название/назначение
Таллин, Lossi plats, 1 Городские администрации, магистраты Альвер А. 3 1767 1773 Канцелярия премьер-министра
Таллин, Lossi plats, 1c Здания государственных учреждений и общественных организаций Саар Ю. 3 1920 1922 EV Riigikogu hoone renoveerimine
Ремонт здания Рийгикогу

Показано записей: 2 из 6

Неактуальные записи

ФотоУлица, номер дома Проект Архитекторы Этажность Нач.стр. Ок.стр. Название/назначение
Таллин, Lossi plats, 1 Городские администрации, магистраты Котли А. 3 1767 1773 Южное крыло (Помещения в южном крыле предназначались для Министерства внутренних дел и были созданы в стиле здания Губернской управы 18-го века)
Таллин, Lossi plats, 1 Областные, губернские администрации Перна А. , Острат Я. 3 1767 1773 Рабочий кабинет правительства (Белый зал, Зал больших решений)
Таллин, Lossi plats, 1 Областные, губернские администрации Шульц И. 3 1767 1773 Здание губернской управы
Таллин, Lossi plats, 1c Здания государственных учреждений и общественных организаций Йохансон Х., Хаберманн Е. 3 1920 1922 Здание Рийгикогу

Показано записей: 4 из 6

Цветовые обозначения

Используется
Строится
На реконструкции
Не используется (заброшено)
Снесено
Изменение адреса
Перестроено
Изменение назначения

Настройки

Все записи в одной таблице  ·  Неактуальные записи в отдельной таблице
Без фотографий  ·  Показывать фотографии