PhotoBuildings
Архитектурная
фотобаза

Список зданий

Пярну, Вилла Амменде

Вилла Амменде в Пярну.
Вилла Ammende восходит к периоду экономического роста на рубеже прошлого века. Крупная буржуазия, до сих пор жившая в роскошных квартирах, стала все чаще отдавать предпочтение частным домам с большими участками.
Экономические возможности и консервативный вкус прибалтийско-немецкого общества исключали применение крайне новых стилистических тенденций. Предпочтение отдавалось модерну, смешанному с традиционализмом, созданному местными архитекторами, также получил распространение сдержанный и сложный так называемый «северный модерн». Формирующаяся национальная буржуазия предпочитала финских архитекторов.
Кричащий модерн Бельгии и Австрии нашел мало применения. Вилла Ammende представляет последнее. Здание, которое благодаря своим амбициям хорошо вписалось бы в дачные кварталы Санкт-Петербурга или Риги, производит удивительное впечатление в провинциальном городе Пярну.
Вилла получила свое название от семьи Амменде, основателем которой в Эстонии был Кристиан Людвиг Амменде, поселившийся в Пярну из Германии в конце 18 века. Его младший сын Якоб Дидрих Амменде (1811-1898) основал торговую контору под своим именем. К концу 19 века семья Амменде стала самой влиятельной и богатой семьей в Пярну. После смерти Якоба Дидриха имущество унаследовал старший из оставшихся в живых сыновей Карл Генрих, который умер через три года. Следующим наследником стал ее брат Герман Леопольд (1855–1934), который также был строителем виллы Амменде.
Проект виллы был заказан в петербургском архитектурно-строительном бюро Мирица и Герасимова и утвержден городским архитектором Пярну к 5 мая 1904 года. Началась подготовка участка и строительные работы. Здание, которое строилось с огромной скоростью, должно было стать домом для отдыха дочери Эллен. На открытке, присланной в августе 1905 г., здания снаружи в основном закончены, окружающей зелени и забора еще нет. Ошибки строительства, связанные с поспешностью, дали о себе знать уже на свадьбе, которая также была презентацией открытия дома обществу.
В то же время следует отметить, что здание было реализовано гораздо богаче, чем первоначальный проект.
Все новаторские приемы и материалы использованы на фасадах, которые подчеркнуты разными цветовыми тонами, характерными для той эпохи: разноцветная керамическая плитка, черная кованая и голубовато-серая прокатка, светло-голубая штукатурка и грубый камень. Несмотря на такое обилие, стильно оформленный результат достигнут.
Интерьеры были такими же пышными. Запрос на роскошь уже отражен в списке представительских помещений: холл с балконами, охватывающий два этажа, зал, салоны разных цветов, столовая, дамский и мужской кабинеты. Помимо них, здесь было множество жилых помещений и гостевых комнат для членов семьи. Интерьер здания был выдержан в контрастных, часто темных тонах. Основной объем декора пришелся на трафаретные росписи и бумагу, напечатанную на стенах в имитации обоев. Их дополняла крепкая резьба по дереву на дверных косяках и относительно скромный гипсовый декор. Использовались каталожные товары того времени, вероятно, рижского происхождения, которые подбирались относительно случайно. Таким образом, порой складывались довольно странные ассоциации. Например, в сером цвете есть три разных типа дверных коробок, а сочетание деревянных и окрашенных декоративных элементов тоже кажется случайным. Декоративные детали не имели самостоятельной художественной ценности, а были частью общей картины. Отдельного упоминания заслуживают печи, изготовленные на заводе Bohm в Риге. В целом можно сказать, что декораторы были хорошими мастерами, которые не уделяли особого внимания чистоте стиля, а считали более важным эффектное общее впечатление.
Меньше всего внимания, вероятно, было уделено интерьеру. В демонстрационных залах были мебель и освещение в стиле модерн, но в основном использовалась эклектичная мебель, вероятно, привезенная из предыдущих резиденций.
Первая мировая война и русская революция нанесли удар по экономическому положению семьи, которое с тех пор постепенно стало ухудшаться. В 1928 году торговая контора Якоба Дидриха Амменде была ликвидирована, а большая часть имущества ушла с молотка.
Вилла Амменде была продана городу Пярну по вышеуказанным причинам уже в 1927 году. Покупателем стал городской архитектор Олев Сийнмаа. Дом с сохранившейся мебелью был куплен за 8 миллионов марок.
Изначально здание планировалось использовать как Курхаус и пляжный отель. Олев Сийнмаа описывает здание и планы на будущее следующим образом:
Это здание, построенное как резиденция для одной семьи, где 16 просторных комнат собраны вокруг высокого центрального холла, проходящего через оба этажа, может быть использовано как социальные, столовые и ресторанные помещения санатория... планируется построить как отдельное двойное здание над существующей оградой сада, т.е. ближе к югу — и будет соединен с основным зданием посредством единственного перехода.
Далее в акте о стоимости указано:
Комнаты нижнего этажа покрыты дубовым паркетом I сорта. Все печи частично декоративные, рижские. Парадная лестница у холла выполнена из дуба с полированными березовыми перилами. Лестница рядом с ней каменная, с железными перилами. Балкон, окружающий зал, с возможностью для оркестрового зала. Все наружные двери и окна из дуба, внутренние — крашеная сосна, частично остеклены. Все стены и потолки оштукатурены и художественно расписаны клеевыми красками... Здание из первоклассных материалов, крепко и аккуратно построено, в хорошем состоянии.
К 1929 году будут завершены планы Сийнмаа реконструкции нижнего этажа. Новый дизайн был основан на духе традиционализма того времени. К счастью, воплотить все в жизнь, как планировалось, не удалось. Основным изменением стало удаление стен между залом и салонами, удаление рельефного и росписного декора в стиле модерн. Большинство великолепных печей нижнего этажа также были снесены. Стиль модерн был настолько презираем, что даже серый камин был лишен медных украшений в пользу испорченной глазурованной поверхности.
Еще в 1935 году О. Сиинмаа планирует переоборудовать летнее казино в пляжный отель. Он написал:
В нынешнем здании предусмотрены необходимые хозяйственные помещения, холл, столовая, один малый зал и 9 гостевых комнат в корпусе II. Планируется построить флигель на 66 номеров.
Новый пляжный отель положил конец этим планам, и вилла Амменде была сдана в аренду семье, которая управляла казино в здании до 1940 года, когда оно было передано советским военным властям. Во время немецкой оккупации в здании располагалось офицерское казино. После войны здание использовалось как лечебное учреждение. В этот период не производилось капитальных реконструкций, не велось капитальных строек.
Поскольку довоенная реконструкция сводилась в основном к снятию декора в стиле модерн с интерьеров, а внешние фасады остались нетронутыми, а полевые исследования разного времени и фотографии, полученные из Германии, дали достаточный базовый материал, было принято решение воссоздать здание. Замысел реставрационного проекта заключался в попытке инсценировать жилую среду богатой купеческой семьи начала века. В меблировке в основном используется мебель и предметы быта рубежа веков. Соответствие основано на эстетических концепциях того времени, а не современных.
Очень помогут в создании обстановки скоро поступившие материалы семейного архива и шерстяные предметы быта.
проект реставрационных работ: 1997-98.
Архитектурный эскиз, дизайн интерьера: AS Pindisain: А.Роосаар, технические рисунки О.Меллов
Технический проект: AS Tari
Основной контракт: AS Pindisain
Субподряд:
AS Santex — отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция
AS Elvo — электрические работы
AS Pristis — пожарная и охранная сигнализация
AS Pärnu Teed — ландшафтный дизайн
AS ARS Metallitöö — металлические элементы интерьера


Сортировать по:  улице и номеру дома  ·  дате постройки  ·  дате сноса  ·  этажности



ФотоУлица, номер дома Проект Архитекторы Этажность Ок.стр. Название/назначение
Пярну, Mere puiestee, 7 Проекты домов до 1920 года Миритц Ф. Ф., Герасимов И. И., Сиинмаа О. 2 (4) 1905 Ammende villa
Вилла Амменде

Показано записей: 1 из 3

Неактуальные записи

ФотоУлица, номер дома Проект Архитекторы Этажность Ок.стр. Название/назначение
Пярну, Mere puiestee, 7 Проекты домов до 1920 года Миритц Ф. Ф., Герасимов И. И., Сиинмаа О. 2 (4) 1905 Летняя гостиница
Пярну, Mere puiestee, 7 Проекты домов до 1920 года Миритц Ф. Ф., Герасимов И. И. 2 (4) 1905 Ammende villa
Вилла Амменде

Показано записей: 2 из 3

Цветовые обозначения

Используется
Строится
На реконструкции
Не используется (заброшено)
Снесено
Изменение адреса
Перестроено
Изменение назначения

Настройки

Все записи в одной таблице  ·  Неактуальные записи в отдельной таблице
Без фотографий  ·  Показывать фотографии