PhotoBuildings Архитектурная фотобаза | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список зданийФерапонтово, Ферапонтов Белозерский монастырьМонастырь основан в 1398 г. св. Ферапонтом. Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 г. возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобрёл широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он стал традиционным местом поклонения и вкладов (в том числе земельных) многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Постриженником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжали Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возросло внимание к монастырю, способствовавшее росту вкладов и доходов. В 1490 г. с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII веков. В XVI веке в монастыре построены монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство[6]:156. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню. Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII в. положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение. После екатерининского указа 1764 г. о секуляризационной реформе принадлежащие монастырю земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии. В 1798 г. Ферапонтов монастырь был упразднён указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1903 г. монастырь стараниями игуменьи Таисии (Солоповой) был возобновлён как женский, и действовал до 1924 г. Затем снова обращён в приход, и был закрыт полностью в 1936 г. С 1975 г. началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В соответствии с экспертным решением от 2011 г. о необходимости контроля над состоянием законсервированных росписей Дионисия, с 2012 по 2018 год осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде-жертвеннике. В 2018 г. они продолжались в восточной и центральной апсидах. В апреле 2019 г.а Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии сообщило о завершении работ по сохранению монументальной живописи XVI в. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 531420022730006 (ЕГРОКН). Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 982.
Показано записей: 6 из 6 Цветовые обозначения
Настройки
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Обратная связь Правила Редколлегия Мобильная версия Тёмная тема © Администрация PhotoBuildings и авторы материалов, 2015—2024
Материалы на сайте распространяются под лицензией CC-BY-SA, если не указано иное. |