PhotoBuildings
Архитектурная
фотобаза

Санкт-Петербург, Литейный проспект, 46

Местонахождение:Россия, Санкт-Петербург, Литейный проспект
Серия:Проекты домов до 1920 года
Архитекторы:Хренов А. С.
Этажность:5
Окончание строительства:1905
Текущее состояние: Используется 
Название/назначение:Доходный дом — жилой дом
"Участок будущего дома № 46 в конце XVIII в. принадлежал генерал-аудитор-лейтенантше Хлебниковой.
В 1797—1798 годах дом № 46 отходит в казну. Здесь сначала располагается Государственный вспомогательный банк, а с декабря 1801 года — Юнкерский институт при Сенате. В 1804 году к институту добавляется Комиссия составления законов, а сам институт на следующий год закрывают.
В 1859 г. дом приобрел архитектор А.Пель.
при А. Пеле в доме № 46 была проведена реконструкция, перестроена оранжерея, а в 1870-х годах появились двухэтажные жилые пристройки. На их месте, но уже в начале XX века, был построен особняк. Сам А. Пель здесь не жил — в 1891 году дом на Литейном, № 46, перешёл к его сыну — действительному статскому советнику, юрисконсульту Министерства юстиции Феликсу фон Пелю.
В 1905 году участок с постройками был продан статскому советнику Фёдору фон Крузе, который начал перестройку здания в расчёте на предстоящую его продажу Павлу Гукасову. Это был один из богатейших людей России, нефтепромышленник, конкурент Ротшильдов и Нобелей. В 1906 году П. Гукасов назначается членом Государственного Совета, переезжает в Петербург и в 1908-м приобретает этот дом на имя своей жены Евгении Самуиловны, а управляющим делает сына Эдуарда. В 1909-м переселяются на Литейный.

За семь лет и дом, и сад подверглись самой основательной реконструкции со времён А. Пеля. Первоначально военным инженером Ильёй Муромцевым были перестроены флигели, сохранявшиеся ещё с XVIII века в правой задней части двора. Затем левый дальний флигель превратился в особняк, фасад которого был стилизован под петербургскую архитектуру начала XIX столетия. Под окнами особняка, прячущегося в глубине двора, разбили садик. В центре садика располагался павильон.

Вопрос об авторе или авторах этого маленького ансамбля до конца не решён. П. Платонов полагает, что таковыми могли быть представители семейства Бенуа — Леонтий Николаевич и Юлий Юльевич.

Несколько позже перестроили и переднюю часть двора. По заказу владельцев архитектор Александр Хренов создал на месте флигелей два мощных пятиэтажных корпуса. В их оформлении он использовал элементы архитектуры и декора эпохи Возрождения. В том же стиле был оформлен и внутренний фасад дома Пеля. Одновременно или чуть раньше устроили трёхарочный вход во двор, а между двумя новыми корпусами разбили сад, ныне прямоугольной формы, но первоначально — овальный, с фонтаном в центре. В обнесённом кованой оградкой саду росли ивы. Поэтому на плитке, которой выстлан вход во двор, можно заметить стилизованные изображения ивовых листочков.
Не случайны и три майоликовых горельефа в медальонах на фасаде дома А. Пеля, выполненных в мастерской Петра Ваулина. Они изображают Минерву в античном шлеме и двух персонажей эпохи Возрождения: Джулиано Медичи и Бартоло Колони. Ту же игру в древность продолжают надписи по латыни: «PRO-PRIA DOMUS OPTIMA» и «DIES DIEM DOCET», а на дворовом фасаде дома дата — «ANNO MCMXII», что означает «в год 1912-й». Вероятно, это время полного завершения работ зодчим Александром Хреновым.
После революции дом был заселен коммунальными квартирами."
(Источник — А.Керзум https://adresaspb.ru/category/inventory/...ogo-46/)
12 подъездов. 55 квартир и 18 встроенных помещений.



Второстепенные фото: скрывать / показывать
468 КБ
343

Санкт-Петербург, Литейный проспект, 44 — Проекты 4-этажных домов до 1920 года

18 сентября 2017 г.
Автор: Демьян Филимонов
BY-SA


Показано изображений: 1 из 1


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.