PhotoBuildings
Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Духовская церковь
Автор: Демьян Филимонов · Пушкино           Дата: 15 июня 2008 г.

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 16.04.2020 19:41 CEST
Просмотров — 805
Подробная информация

Оценка

Свято-Троицкая Сергиева лавра, Духовская церковь

Местонахождение:Россия, Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
Серия:Православные храмы
Группа:Троице-Сергиева лавра
Архитекторы:Трофимов И. В.
Строительство:1476—1477
Стиль:Древнерусский
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь)
Вторая по хронологии каменная церковь Лавры, построена на месте первого — деревянного — Троицкого собора псковскими мастерами, работавшими в Москве по приглашению государя Иоанна III. Уникальный тип храма "иже под колоколы", считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа. В пропорциях, размерах и отчасти в декоре похожа на соседний Троицкий собор, но в качестве конструктивного материала использован кирпич вместо белого камня. Декоративные терракотовые фризы в виде балясин с керамическими изразцовыми вставками уникальны, декор апсид с полуколонками и гирляндами восходит к средневековой греческой архитектурной традиции
Главная особенность храма — устроенная в основании купольного барабана поверх сводов на цилиндрическом постаменте шестипролётная открытая галерея для установки колоколов, звон в которые изначально был устроен по очепной схеме
К северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором в 1867 г. был погребён митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет Дроздов. Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви. Не позднее XVIII в. позакомарное покрытие заменено четырёхскатной кровлей, скрывшей нефункциональную к тому времени звонницу. Позднейшие пристройки на слабых фундаментах по мере просадки негативно воздействовали на состояние всей постройки, в кладке возникли опрокидывающие моменты, ставшие причиной трещин, здание было укреплено металлическими связями
Закрыта для богослужения с прочими храмами Лавры в 1920 г. согласно решению местных властей, подкреплённому постановлением Совнаркома РСФСР. Вновь открыт, передан православной общине в 1946 г.
В 1938-1940 гг. проведена подготовка к реставрации — все пристройки позднее XV в. разобраны, проведены исследования здания. В 1941-1948 гг. под руководством архитектора И. В. Трофимова были укреплены фундаменты Духовской церкви, восстановлены некоторые утраченные элементы декора фасадов, настенная масляная живопись в интерьере. В 1960 г. была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырёхскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница
Памятник архитектуры. Номер объекта: 5010420033

Параметры съёмки

Модель камеры:Canon PowerShot A95
Время съёмки:15.06.2008 14:49
Выдержка:1/500 с
Диафрагменное число:6.3
Фокусное расстояние:7.8125 мм
Показать весь EXIF

Комментарии · 1

17.04.2020 10:08 CEST
Ссылка
Фото: 6256 · Общий редактор БД
Обращу внимание на специфику храма - редкий тип "иже под колоколы". Ещё один такой храм, более общеизвестный, - церковь Иоанна Лествичника (она же колокольня "Иван Великий") постройки 1505—1509 гг. в Московском кремле, архитектор Бон Фрязин; изначально столпообразный, так же с круговой аркадой для звона. В храмах такого типа, - как на архаичных звонницах, например, псковских, - колокола с противовесами крепились на вращающихся осях, раскачивали их с помощью прикреплённых к осям рычагов-очепов за привязанные к ним верёвки: в сущности всё так же, как принято до сих пор в храмах западных христианских конфессий. До сих пор у историков нет по поводу распространённости этого очепного звона на Руси единого мнения - одни считают, что это изначальный тип звона, когда в Средневековье колокола были небольшие, и вращать их было несложно. Мода на большие колокола и сложные мелодии привела к вытеснению очепного звона малиновым. Вторая версия - на Руси изначально (с заменой прежних деревянных или металлических бил колоколами) принято было раскачивать для звона язык колокола, а очепная система была заимствована на Западе и ограниченно распространилась через Псков и Новгород, но не прижилась.
0
+0 / –0

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.