PhotoBuildings
Одесса, Провулок Чайковського, 1; Провулок Чайковського, 8; Провулок Чайковського, 10
Из альбома Дж. Гатри Уотсона, ранее 1892 года.
Гравюра по данной фотографии была опубликована в путеводителе Коханского "Одесса и ея окрестности" на 1892 год.
Прислал Antique · Одесса           Дата: 1900 г. (примерно)

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 21.09.2015 00:10 MSK
Просмотров — 1597
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +1

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф. (младший), Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Моли
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Провулок Чайковського, 8

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Боффо Ф. К.
Этажность:4
Начало строительства:1844
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом Ф. К. Боффо
Дом Ф. К. Боффо, арх. Боффо Ф. К., 1844 г. [ГАОО].

В проекте 1936 года: 1-я часть, LXXI квартал, место № 765.

В 1876 году по адресу Театральный пер., 8 располагалась хлебная контора Маньковского, к 1885 году не упоминается [АКОГ/1877, С. 98].

"Пианино за 160 р. заграничное, превосходное, случайно продаётся немедленно. Театральный пер., д. № 8, кв. 18" ["Одесские Новости", № 6408 от 1.09.1904].

"Вчера в городском кредитном обществе начались обычные июньские торги. На этот раз торги не имели прежнего торжественного характера. В виду принятой в последние годы новой системы торгов, открывшиеся вчера торги ограничились продажей одного имущества. До начала торгов многими владельцами имуществ были внесены причитающиеся недоимки, и дома были сняты с торгов. Продан дом К. Гурович по Театральному переулку с долгом в 63850 р. Дом приобретён наследниками Гринберг за 75306 рублей. Продолжение торгов последует сегодня." [Газета "Одесские новости № 7841 от 16.06.1909].

"ЖИЛОЙ ДОМ, 1844 г. (ул. Чайковского, 8). 1465 Один из первых многоэтажных домов Одессы.
Построен по проекту архит. Ф. К. Боффо из камня-ракушечника в стиле классицизма, прямо¬угольный в плане, четырёхэтажный, планировка галерейная. Перекрытия плоские, арочного про¬езда по оси здания — сводчатые. Главный фасад отличается простотой: гладкие оштукатуренные стены, расчлененные прямоугольными окнами, оживляются только сандриками окон третьего этажа, балясинами второго и фризом карниза. Арочный проезд подчеркнут рустов¬кой. Крыша двускатная, крытая железом." [ОД-103, С. 250].

В 1912 году произошло обрушение перекрытий двух квартир.

• • •

Место № 765 в LXXI кв.
В 1875 году участок имел адрес Театральный пер., 8, состоял в квартале LVIII и принадлежал Бофо [ОД-73].
В 1883 году участок принадлежал Боффо [ОД-67].
В 1884 году участок Боффо [АКОГ/1885, С. 54].
В 1898 году участок принадлежал Ф. Боффо (вероятно наследникам). Площадь участка составляла 497 кв. саж.
В 1899 году участок приобрёл К. Гурович. В пределах 1902 — 1903 годов владельцами участка указывались наследники А. Гринберг, однако участок был приобретён ими лишь в 1909 году, таким образом вероятно ранее он сдавался им в аренду Кредитным обществом [ВО/1899].
В 1911 году участок принадлежал Сим. Абр. Гинбергу [ВО:ОН/1912].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 1465 под названием "Дом Боффо" (год постройки: 1844, арх. Боффо Ф. К.) (Постановление Совета Министров Украины № 442 от 6.09.1979 г.) [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (в здании жил одесский архитектор Боффо Ф. К.) (Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.) [ОД-6/2009].

Провулок Чайковського, 10

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Вессели Л. И.
Этажность:3
Начало строительства:1836
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Дом Мельникова
Дом (3-эт. с подвалом) действительного статского советника Фонтона, арх. Торичелли Д. И., 1836 г. [ОИКМ].
— Увеличение подвальных окон дома Мельникова, арх. Вессели Л. И., 1894 г. [ОД-1].
— Реконструкция с изменением главного фасада для А. Т. Шаевского или Г. Бекеля, арх. вероятно Чернигов Л. М., 1905–1906 г. [ОД-1; ОД-3; ГАОО, ф. 16, оп. 81, д. 178, л. 34; Дата на фасаде].
— Реконструкция с воссозданием фасада и устройством мансарды, 2014 — 2015 гг.

В проекте 1936 года: 1-я часть, LXXI квартал, место № 766.

В 1875 году на участке проживал архитектор строительного отделения Ф. О. Моранди [ОД-73].
В 1899 году в доме проживал инженер-технолог Николай Петрович Мельников, член ООИРТО и главный редактор Записок ООИРТО [ООИРТО/1899].

На рисунке из альбома Одесса изданного в 1889 году издательством "Пчёлка" за театром изображено трёхэтажное здание.

«Так года 4-5 тому назад я (Н. П. Мельников) строил себе небольшой флигель и ремонтировал все печи (10-12) квартир и вывозка мусора (строительного) обошлась — 500 р., считая по 30 к. повозка (одесская коломажка), это составит около 1.500 возов» [ООИРТО/1899].

Под крышей дата у левого и правого края под маскаронами: «1905».

4.05.1891 г. — была произведена экспертиза дома Меля по Театральному переулку в которой участвовал Ю. М. Дмитренко [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 67, д. 121, л. 42-42об].

С 1894 года по данному адресу располагалась комиссионная контора А. Трапани. Ранее она располагалась в переулке Маяковского, 3 (ныне № 5). На рубеже XIX — XX веков она закрылась, в 1899 году А. Трапани приобретает особняк на Греческой ул., 8, где открывает пароходную контору А. Трапани [АКОГ/1898; АКОГ/1901].

«Квартира большая, 8 комн., с полными службами. Театральный пер., д. 10.» Объявление № 9136-1 [Газета «Одесские новости», № 4661 от 26.06.1899].

В 1899 году в здании проживал инженер Николай Петрович Мельников [ООИРТО/1899].

В книге утверждения прошений на 1904–1910 годы от владельцев данного участка прошения отсутствуют.

"На 29 мая назначено в продажу с публичного торга недвижимое имущество Ю. Н. Мельниковой по Театральному пер., рядом с Северной гостиницей. Имущество назначено в продажу на удовлетворение взыскания залога держательницы Р. Бродской. Торг начинается с оценочной суммы в 125000 р." ["Одесские Новости", № 6243 от 5.03.1904].

"Большой дом Юлии Мельниковой (Театральный пер., № 10, рядом с "Северной гостиницей"), оставила за собой Р. Бродская за 61470 р., добавив всего несколько рублей к сумме торга." ["Одесские Новости", № 6339 от 18.06.1904].

«Организованный разврат.
Сыскное отделение обнаружило, что в центре города в доме № 10 по Театральному пер., в квартире С. Зильбермана проживают молодые девицы в возрасте 19–20 лет, к которым являлись комиссионеры разных гостиниц и номеров „Варшавских бань“, приглашая из для цели разврата к мужчинам, посещающим названные места. К моменту прибытия полиции на квартиру Зильбермана там оказались девицы: Елисавета Мельник, Анна Левинская и Наталия Хомюк, объяснившая, что они модистки, но в настоящее время остались без работы и вынуждены были взяться за предосудительное ремесло. Одна из девиц оказалась в сожительстве с известным полиции вором. Владелец квартиры С. Зильберман, служащий комиссионером в одной из мелких гостиниц Красного переулка, приходил часто в Варшавские бани, заявляя, что него в квартире всегда находятся наготове, для надобности посетителей, девицы. И действительно, не успела ещё полиция уйти из квартиры Зильбермана, как туда явился за „девицей“ номерной из „Варшавских бань“ М. Исааков. Последний указал, между прочим, на допросе, что раньше он приглашал девиц для посетителей дома № 21 по Дворянской улице. Полиция привлекла всех шестерых — супругов Зильберман, трёх девиц и номерного „Варшавских бань“ к ответственности по 528 и 529 ст. уст. о наказаниях., за организованную проституцию. Допросив свидетелей, мировой судья 1 участка приговорил супругов Зильберман к штрафу по 300 р. каждого. Суждение же виновности остальных обвиняемых мир. судья отложил впредь до розыска их полицией.» [Газета «Одесские новости», № 8337 от 6.02.1911].

В декабре 2013 года было зарегистрировано сообщение ІУ ОД 120133440993 о изменении данных в разрешении на строительные работы: «Реабілітація та реставрація будівлі-пам'ятки з влаштуванням мансардних приміщень та пристосуванням її під готель; Одеська обл., м. Одеса, пров. Чайковського, 10». Заказчик: Дочірнє підприємство «ТЕСТ», технический надзор: Подольський Йосип Якович [ДАБІ].


В декабре 2013 года был выдан сертификат № ІУ 165133581707: «Реабілітація та реставрація будівлі-пам'ятки з влаштуванням мансардних приміщень та пристосуванням її під готель; Одеська обл., м. Одеса, пров. Чайковського, 10». Заказчик: Дочірнє підприємство «ТЕСТ», проектировщик: ТОВ «Будівельний науково-дослідний проектний інститут», подрядчик: ТОВ «СОФІ-БУД» [ДАБІ].

• • •

В 1875 году участок имел адрес Театральный пер., 14, состоял в квартале LVIII и принадлежал генералу Фонтону [ОД-73].
В 1883 году участок принадлежал Фонтону [ОД-67].
В 1895 году участок принадлежал Мельниковой [ОД-84].
В 1898 году участок принадлежал Ю. Мельниковой [ВО/1899].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 469-Од под названием «Дом доходный Бекеля» (год постройки: 1906, арх. Чернигов Л. М.) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.