PhotoBuildings
Одесса, Провулок Чайковського, 1; Ланжеронівська вулиця; Ланжеронівська вулиця, 8; ланжеронівська вулиця, 24 / Катерининська вулиця, 12; Провулок Чайковського, 10
Прислал Antique · Одесса           Дата: 1919 г.

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 21.09.2015 06:12 CEST
Просмотров — 2162
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: 0

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Ландесман С. А.
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Ланжеронівська вулиця

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівська вулиця
Серия:Распределительные устройства и трансформаторные подстанции
Архитекторы:Абт К. К.
Этажность:1
Строительство:191х
Стиль:Модерн
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Подстанция трамвая
Трансформаторная подстанция электрического трамвая, арх. Абт К. К., 1910-е гг. (по аналогии с прочими в [ОД-6]).

Ланжеронівська вулиця, 8

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Первоначальный проект:
Группа:Пале-Рояль
Этажность:3
Строительство:1840—1843
Реконструкция:1891, 1891
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Дом В. Навроцкого
Секция торговых рядов Пале-Рояля, арх. Торичелли, Г. И., Даллаква И. О., 1840–1843 гг.
Реконструкция торцевой части для Карла Меля, ІІІ-я треть ХІХ в [ОД-3; наблюдения].
Перестройка и надстройка восточной секции для В. Навроцкого, арх. Яценко И. Ф., 1891 г. [ОД-3].
— Достройка западной части здания, не ранее 1897 г.
— Надстройка 4-го этажа, 2000-е гг.

«ОГРОМНЫЙ ВЫБОР всех сортов часов и золотых изделий по самым дешёвым ценам у Карла Меля. № 1 и 2 в Одессе. Пале-рояль № 1 и 2. Продажа оптовая и розничная. Склад фисгармоник, пьянино и женские шкатулки» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 104 от 16.06.1873].

В 1877 году в здании располагался часовой магазин Карла Меля [АКОГ/1877].

«Удостоенный медали КЕФИР Розалии Фишман приготовляется ежедневно свежий, в Пале-Рояле, № 12. Абонатам, по соглашению, кефир доставляется на дом. Продажа грибков сухих и мокрых с наставлением приготовления кефира домашним способом» [газета «Одесский Листок», № 2 от 03(15).01.1885]. К 1892-му году заведение Фишман переехало в дом № 22. Возможно, это было связано с реконструкцией 1891-го года.

Типография В. В. Навроцкого (в 1912 — наследников В. В. Навроцкого) была основана в 1886 году. В 1912 году заведующим был В. В. Круг-Лучинский, на предприятии работало 50 рабочих. Типография была оснащена газовым двигателем мощностью 10 л. с. Годовой оборот составил 120000 рублей [ФЗ/1913, стлб. 1377].
В 1903 году по адресу Ланжероновская, 12 (уже неактуальный адрес) располагалась типография «Одесский Листок» В. В. Навроцкого [ВО/1904-1905].

Около 1890 года здание принадлежало владельцу часового магазина Карлу Мелю. В 1891 году редакция газеты «Одесский Листок», принадлежащая В. В. Навроцкому, располагалась в другом доме Меля на Ришельевской ул., 10 [ОД-21, ч. I — 200].

«По случаю продажи моего дома в Пале-Рояле, №№ 1, 2, 3, и перемещения магазина в другое помещение, РАСПРОДАЮ мой большой запас товаров, для уменьшения его, до 1-го мая, по ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОНИЖЕННЫМ ЦЕНАМ, а одну партию товаров даже ниже фабричных цен. Карл Мель, магазин часов и золотых вещей» [газета «Одесские Новости», № 2217 от 05(17).03.1892].

«По случаю выезда на всегда заграницу, я назначил окончательную распродажу моего магазина часов золотых и бриллиантовых вещей, существующего с 1864 года. Для ускорения распродажи мной назначены весьма умеренные цены. Особенно же золотые и бриллиантовые изделия, а равно и карманные часы старинной конструкции с значительной потерей; в чём почтеннейшую публику прошу убедиться. Карл-Мель. Пале-Рояль, возле Городского театра.» [Газета «Одесские новости», № 2894 от 11.03.1894].

23.07.1894 (ст. ст.) на В. В. Навроцкого на станции «Кучурган» напал помещик Тираспольского уезда Скарлато, за заметку в «Одесском Листке» [Газета «Одесские новости», № 3022 от 26.07.1894].

Соседний дом Заля (Золя) был разобран для расширения дома Навроцкого с западной стороны.

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Ланжероновской ул., 14. На участке было 1 жилое строение на 1 квартиру. Постоянно на участке проживало 2 лица мужского пола и 4 лица женского пола. В квартире проживал торговец часового магазина, часовой мастер, швейцарский гражданин Василий Васильевич Мель 31 года от роду с семьёй [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 992]. Таким образом по состоянию на январь 1897 года западная часть существующего здания ещё не была построена, так как в старом доме проживал В. В. Мель.

В номере газеты «Одесские новости» от 29.07.1898, № 4354; С. 8 приводится фотография здания, где когда-то размещалась редакция [Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

1899: «Читальня „Одесского Листка“. Кабинет для чтения при редакции газеты „Одесский Листок“ (на Ланжероновской ул., в собственном здании) является единственным учреждением в Одессе, где можно почитать почти все выходящие в России и лучшие иностранные повременные издания. В кабинете получается до 500 названий почти на всех языках. Правом чтения бесплатно пользуются подписчики газеты и покупающие в конторе отдельные номера газеты. Читальня в настоящее время помещается в большой зале первого этажа.» [ОД-92].

"Вчера представители немецкой колонии в Одессе хоронили старожила бывшего крупного одесского домовладельца Карла Меля, учредителя старинной фирмы часов. Покойному было около 70 лет." ["Одесские Новости", № 6395 от 18.08.1904].

Иск Гермониус к В. В. Навроцкому... Суд присудил Навроцкому выплатить Гермониус 1500 р. и судебные издержки 100 р. ["Одесские Новости", № 6397 от 20.08.1904].

В приложении к газете «Одесский листок» от 11.12.1913 № 299 приводится Снимок здания редакции, конторы и типографии данной газеты [Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

1956: Гордской ЗАГС; ЗАГС Воднотранспортного, Ворошиловского и Сталинского районов, ул. Ласточкина, 8 [ОТ/1957].

• • •

В 1875 году участок имел номер 12 и принадлежал Мелю [ОД-73, С. 2].
В 1895 году участок имел номер 12 и принадлежал Навроцкому [ОД-84, С. 29].
В 1898 году участки имели номера 12 и 14 и принадлежали В. Навроцкому [ВО/1899]. На рисунке в ВО/1899, С. 183 дом показан без достроенной части.

• • •

Здание является памятником № 406-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом жилой Навроцкого» (год постройки: 1891, арх. Яценко И. Ф.) и памятником истории местного значения (В здании в 1897–1922 гг. располагалась редакция газеты «Одесский листок», где работали редактор и владелец газеты Навроцкий В. и журналист, критик, и фельетонист Влас Дорошевич) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

ланжеронівська вулиця, 24 / Катерининська вулиця, 12

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівська вулиця / Катерининська вулиця
Серия:Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Зуев В. И., Шинкер Л. С., Рейнгерц М. Г.
Этажность:4
Строительство:1909—1911
Стиль:Модерн
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Доходный дом О. И. Скаржинской
Дом О. Скаржинской, арх. Зуев В. И., Шинкер Л. С., Рейнгерц М. Г., 1909–1911(?) гг. Прорезка стены в кафе П. Г. Робина, надзор: инж.-арх. Липницкий Владимир Семёнович, 1911 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 87, д. 446, лл. 129-130]. Прорезка двух отверстий в капитальной стене для перемещения аппаратной иллюзиона миниатюр под площадку парадной лестницы для маркизы О .И. Россель Дель-Турко (урожд. Скаржинской), получение разрешения: Каганюк Г. Е., надзор: Троупянский Ф. А., 1911 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 87, д. 448, лл. 29-33].

В ОД-3 упомянуты Рейнгерц, Зуев и Шинкер, однако дата постройки в данном источнике дана ошибочная.

О. И. Скаржинская 1.05.1909 (ст. ст.) подала прошение с проектом на постройку четырёхэтажного с подвалами дома на углу Екатерининской и Ланжероновской ул., 12. Проект утверждён 4.05.1909 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 85, д. 540, л. 16об].

В газете «Одесские новости» от 10.12.1909 и 24.02.1910 сообщается о постройке (и вероятно инциденте связанном с постройкой здания) [Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

«Техническая комиссия по экспертизе постройки госпожи Скаржинской закончила составление второй части своего заключения. Кроме отмеченной крупной работы — разборки части надворного флигеля до основания, по мнению комиссии, придётся исправить многие другие дефекты в главном корпусе, например, заменить под столбами камень кирпичами, увеличить число брандмауэров, необходимых в противопожарных целях, устроить железные основания под всеми печами, переустроить купол над угловой частью главного корпуса и т. п. Как у нас сообщалось, исправление всех этих дефектов и неправильностей обойдётся в сумме до 30000 рублей. Заключение сегодня или завтра будет подписано всеми членами комиссии и будет передано судебным властям» [газета «Одесские новости», № 8007 от 3.01.1910].

«К обвалу в д. Скаржинской. Строитель здания госпожи Скаржинской архитектор Рейнгерц вошёл в переговоры с вдовами убитых рабочих, во избежание предъявления к нему гражданских исков. Переговоры с вдовой убитого Рожкова уже окончены, требования в сумме 1700 рублей удовлетворено господином Рейнгерцом, и Рожкова выехала из Одессы на родину. Переговоры с остальными тремя вдовами убитых рабочих — Мартынцева, Ивашина и Шилова — тоже близятся к соглашению.
В виду обнаружения технической комиссией дефектов в главном корпусе, на будущей неделе господином Рейнгерцом приступлено будет ко всем исправлениям, изложенным в заключении комиссии. Капитальным исправлением в этой постройке, как у нас сообщалось, является разборка до основания части надворного 3-этажного флигеля, примыкающей к обвалившемуся 2-этажному флигелю. Эта часть флигеля, где оказались трещины, будет разобрана на протяжении около 5 саж. длины и во всю 3-этажную высоту. Кроме того, в некоторых местах камень будет заменён кирпичём, под печами будут положены железные основания, увеличено будет число брандмауэров и прочее» [газета «Одесские новости», № 8011 от 9.01.1910].

«Хотя техническая комиссия закончила осмотр постройки дома госпожи Скаржинской и представила судебным властям своё заключение, но комиссия пока ещё не упразднена, так как ей придётся рассматривать дополнительные вопросы, возбуждённые судебным следователем. Строителю г. Рейнгерцу предложено немедленно укрепить купол и карниз главного корпуса здания госпожи Скаржинской» [газета «Одесские новости», № 8012 от 10.01.1910].

«Дело архитекторов господ Рейнгерца, Зуева и других обвиняемых в непринятии мер предосторожности при постройке дома Скаржинской на углу Екатерининской и Ланжероновской улиц, последствием чего был обвал, повлекший человеческие жертвы, назначено к слушанию во 2 уголовном отделении окружного суда при участии присяжного заседателя на 25 апреля. В качестве защитника господина Рейнгерца выступает петербургский присяжный поверенный Карабчевский. Публика будет допускаться в зал заседания по билетам». [газета «Одесские новости», № 8318 от 14.01.1911].

В 1911 году из здания стоявшего в этом месте во вновь построенное перебралась основанная в 1890-х гостиница «Пале-Рояль» [ВО ОН/1912].

"Предупреждение. Конторщик Владислав Иосифович Минькевич, служивший в домовой конторе, устранён от службы, о чём сообшаю лицам и магазинам с которыми имею дела. Управляющий домами Маркизы О. И. Росселли Дель Турко (урожд. Скаржинской) ВЛОДЕК" [Одесские Новости, № 9042 от 7.06.1913].

В здании располагалось кафе Робины (Robinat), которое перебралось в дом из предшествующего здания стоявшего на этом месте. 13 апреля 1911 года (ст. ст.) было подано прошение о прорезки стены для кафе.

«В кофе-ресторане П. Г. Робина по Екатерининской улице в д. № 12, ежедневно игра четырёх музыкантов» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 96 от 02.05.1914].

«Павлу Генриховичу Робина, разрешается игра в шахматы в содержимом им кафе-кондитерской, в д. № 12, по Екатерининской улице, в течение 1917 г.» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 60 от 16.03.1917].

1938: Ресторан № 4 и кафе № 4 треста столовых, ул. Карла Маркса, 12 [ОО/1938].
1942: ресторан «Румания» [Газетная вырезка 1942 года].

• • •

Здание является выявленным памятником архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом доходный Скаржинской (кафе Робина)» (год постройки: 1906, арх. Рейнгерц М. Г.) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.) [ОД-6/2009].

Провулок Чайковського, 10

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Чернигов Л. М.
Этажность:3
Начало строительства:1836
Стиль:Модерн
Текущее состояние:Перестроено Используется
Название/назначение:Дом А. Т. Шаевского
Дом (3-эт. с подвалом) действительного статского советника Фонтона, арх. Торичелли Д. И., 1836 г. [ОИКМ].
— Увеличение подвальных окон дома Мельникова, арх. Вессели Л. И., 1894 г. [ОД-1].
— Реконструкция с изменением главного фасада для А. Т. Шаевского или Г. Бекеля, арх. вероятно Чернигов Л. М., 1905–1906 г. [ОД-1; ОД-3; ГАОО, ф. 16, оп. 81, д. 178, л. 34; Дата на фасаде].
— Реконструкция с воссозданием фасада и устройством мансарды, 2014 — 2015 гг.

В проекте 1936 года: 1-я часть, LXXI квартал, место № 766.

В 1875 году на участке проживал архитектор строительного отделения Ф. О. Моранди [ОД-73].
В 1899 году в доме проживал инженер-технолог Николай Петрович Мельников, член ООИРТО и главный редактор Записок ООИРТО [ООИРТО/1899].

На рисунке из альбома Одесса изданного в 1889 году издательством "Пчёлка" за театром изображено трёхэтажное здание.

«Так года 4-5 тому назад я (Н. П. Мельников) строил себе небольшой флигель и ремонтировал все печи (10-12) квартир и вывозка мусора (строительного) обошлась — 500 р., считая по 30 к. повозка (одесская коломажка), это составит около 1.500 возов» [ООИРТО/1899].

Под крышей дата у левого и правого края под маскаронами: «1905».

4.05.1891 г. — была произведена экспертиза дома Меля по Театральному переулку в которой участвовал Ю. М. Дмитренко [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 67, д. 121, л. 42-42об].

С 1894 года по данному адресу располагалась комиссионная контора А. Трапани. Ранее она располагалась в переулке Маяковского, 3 (ныне № 5). На рубеже XIX — XX веков она закрылась, в 1899 году А. Трапани приобретает особняк на Греческой ул., 8, где открывает пароходную контору А. Трапани [АКОГ/1898; АКОГ/1901].

«Квартира большая, 8 комн., с полными службами. Театральный пер., д. 10.» Объявление № 9136-1 [Газета «Одесские новости», № 4661 от 26.06.1899].

В 1899 году в здании проживал инженер Николай Петрович Мельников [ООИРТО/1899].

В книге утверждения прошений на 1904–1910 годы от владельцев данного участка прошения отсутствуют.

"На 29 мая назначено в продажу с публичного торга недвижимое имущество Ю. Н. Мельниковой по Театральному пер., рядом с Северной гостиницей. Имущество назначено в продажу на удовлетворение взыскания залога держательницы Р. Бродской. Торг начинается с оценочной суммы в 125000 р." ["Одесские Новости", № 6243 от 5.03.1904].

"Большой дом Юлии Мельниковой (Театральный пер., № 10, рядом с "Северной гостиницей"), оставила за собой Р. Бродская за 61470 р., добавив всего несколько рублей к сумме торга." ["Одесские Новости", № 6339 от 18.06.1904].

«Организованный разврат.
Сыскное отделение обнаружило, что в центре города в доме № 10 по Театральному пер., в квартире С. Зильбермана проживают молодые девицы в возрасте 19–20 лет, к которым являлись комиссионеры разных гостиниц и номеров „Варшавских бань“, приглашая из для цели разврата к мужчинам, посещающим названные места. К моменту прибытия полиции на квартиру Зильбермана там оказались девицы: Елисавета Мельник, Анна Левинская и Наталия Хомюк, объяснившая, что они модистки, но в настоящее время остались без работы и вынуждены были взяться за предосудительное ремесло. Одна из девиц оказалась в сожительстве с известным полиции вором. Владелец квартиры С. Зильберман, служащий комиссионером в одной из мелких гостиниц Красного переулка, приходил часто в Варшавские бани, заявляя, что него в квартире всегда находятся наготове, для надобности посетителей, девицы. И действительно, не успела ещё полиция уйти из квартиры Зильбермана, как туда явился за „девицей“ номерной из „Варшавских бань“ М. Исааков. Последний указал, между прочим, на допросе, что раньше он приглашал девиц для посетителей дома № 21 по Дворянской улице. Полиция привлекла всех шестерых — супругов Зильберман, трёх девиц и номерного „Варшавских бань“ к ответственности по 528 и 529 ст. уст. о наказаниях., за организованную проституцию. Допросив свидетелей, мировой судья 1 участка приговорил супругов Зильберман к штрафу по 300 р. каждого. Суждение же виновности остальных обвиняемых мир. судья отложил впредь до розыска их полицией.» [Газета «Одесские новости», № 8337 от 6.02.1911].

В декабре 2013 года было зарегистрировано сообщение ІУ ОД 120133440993 о изменении данных в разрешении на строительные работы: «Реабілітація та реставрація будівлі-пам'ятки з влаштуванням мансардних приміщень та пристосуванням її під готель; Одеська обл., м. Одеса, пров. Чайковського, 10». Заказчик: Дочірнє підприємство «ТЕСТ», технический надзор: Подольський Йосип Якович [ДАБІ].


В декабре 2013 года был выдан сертификат № ІУ 165133581707: «Реабілітація та реставрація будівлі-пам'ятки з влаштуванням мансардних приміщень та пристосуванням її під готель; Одеська обл., м. Одеса, пров. Чайковського, 10». Заказчик: Дочірнє підприємство «ТЕСТ», проектировщик: ТОВ «Будівельний науково-дослідний проектний інститут», подрядчик: ТОВ «СОФІ-БУД» [ДАБІ].

• • •

В 1875 году участок имел адрес Театральный пер., 14, состоял в квартале LVIII и принадлежал генералу Фонтону [ОД-73].
В 1883 году участок принадлежал Фонтону [ОД-67].
В 1895 году участок принадлежал Мельниковой [ОД-84].
В 1898 году участок принадлежал Ю. Мельниковой [ВО/1899].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 469-Од под названием «Дом доходный Бекеля» (год постройки: 1906, арх. Чернигов Л. М.) (Решение Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.