PhotoBuildings
Одесса, Дерибасівська вулиця, 26; Дерибасівська вулиця, 31 / провулок віце-адмірала жукова, 2; Дерибасівська вулиця, 25; Дерибасівська вулиця, 27; Гаванна вулиця, 10; гаванна вулиця, 13 / Дерибасівська вулиця, 20; Гаванна вулиця, 11; Дерибасівська вулиця, 9 / рішельєвська вулиця, 5; Катерининська вулиця, 18; Провулок Чайковського, 1; Катерининська вулиця, 15
Прислал Antique · Одесса           Дата: 1900 г. (примерно)

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 22.09.2015 08:25 CEST
Просмотров — 3405
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: 0

Дерибасівська вулиця, 26

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Фраполли Д., Бертини Л.
Этажность:2
Начало строительства:1798
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Учётная контора
Дом Феликса Де Рибаса, арх. Ванрезант В. В., 1798 г.
Реконструкция для апартаментов приезжих чиновников, арх. Фраполли Ф., 1807–1809 гг.
Реконструкция для учётной конторы, арх. Фраполли Д., прораб: Бертини Лука, 1821–1822 гг.
Устройство фотографического павильона а также устройство железного зонтика на кронштейнах над парадной дверью у входа в квартиру в городском доме (для арендатора дома Леона Домбровского), 1890 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 66, д. 437, лл. 475].
Усиление фундаментов и реконструкция для ресторана, арх. Кудиев Д. А., Конович М. В., инж. Кущак С. И., Шутяк А. А., 2002 г. [ОД-3]

Впоследствии:
— строительный комитет,
— первая одесская типография,
— резиденция градоначальника,
— конторы заведения минеральных вод,
— книжный магазин М. М. Сфорима (фотоателье и скупочный магазин)

«Городской дом по Дерибасовской улице, где в 1829 году основана фабрика минеральных вод. Между страницами 6 и 7 помещена иллюстрация» [Исторический очерк 75-и летия существования компании Одесского заведения искусственных минеральных вод. Одесса: 1905 г.; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

«Дом с книжным магазином „Здоровье“, построен в 1795 году. В 1806 году приобретён городом» [Газета «Знамя Коммунизма» за 23.08.1987, С. 3; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].
«О постройке городского дома на Дерибасовской улице». Адрес не указан, здание привязано предположительно. [Газета «Одесский Листок» за 31.10.1909; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

«Заведение Искусственных Минеральных Вод. Оно основано в 1829 году частными людьми на акциях. Помещается в центре города, в так–называемом Городском Саду.
Здание, занимаемое заведением, обращено фасадом к улице де–Рибаса и состоит из двух этажей. Верхний этаж занимает Химик. В нижнем помещаются лаборатория и кладовая, комната для ванн, и другая, где пьют воды; к последней примыкает длинная галерея, ведущая в сад. Кроме–того, имеется ледник и нужные пристройки для служб.
Управление заведением вверено особой Дирекции, а составление вод Профессору Химии при Лицее Гассгагену. Курс употребления вод начинается ежегодно с 1 мая и продолжается по 1 сентября.
Воды, постоянно приготавливаемые во время курса, суть: Зельтерская, Содовая простая, английская, Газовая (aqua carbonica), Нарзан, Виши, Оберзальцбрун, Эмская (железная), Зейдшицкая, Зейдлицкая, Пильнауская, Вильдунгенская, Билинская, Мариенбадская, Эгерская, Пирмонтская, Швальбахская, Спаа, Кудовская, Рагоцци.
Вожы горячик, как–то Карльсбадские, Эмские и другие, приготавливаются по заказу и употребляются только в заведении. Лица употребляющие какие–бы то ни было воды ы самом заведении, платят по 17 р. сер. в месяц, или по 5 р. сер. в неделю; но им не позволяется брать из на дом.
Число особ пользовавшихся в Одессе искусственными минеральными водами в 1843 году, было 119 обоего пола.
Излишне упоминать, что искусственные минеральные воды в Одессе, по умеренности климата, должны оказываться несравненно более действительными, чем в других городах России.» [Журнал министерства Внутренних дел 1844. Часть пятая. — СПб: типография министерства внутренних дел, 1843, С. 198-199].

«Правление одесского Общества искусственных минеральных вод доводит до сведения публики, что буфет Общества, находящийся на Дерибасовской улице, в Городском доме, № 28, вследствие передачи дома Городской управе 31 декабря сего года, будет переведен с 15 декабря с. г. на Гаванную улицу, в дом Исаковича, за № 10. При сем правление просит почтеннейшую публику и в новом помещении относиться к обществу с тем же вниманием и доверием как до сих пор» [газета «Одесские Новости», № 2476 от 11.12.1892].

«Во вторник 21 сентября последует открытие первоклассного РЕСТОРАНА на Дерибасовской улице, в Городском доме рядом с Городским садом. Кухня под управлением учёного гастронома» [газета «Одесские Новости», № 2734 от 19.09.1893].

Газета «Одесские новости» № 5847 за 1.01.1903: «Просим попробовать нововыпущенные папиросы „Княжеские“ 10 шт 10 к. и „Европейские“ 10 шт. 6 к. с золотыми ободками киевской фабрики „Иосиф Эгиз“. Фабричный склад, Дерибасовская, № 26, напротив „Пассажа“».

В 1903 году по адресу Дерибасовская улица, 26 размещалось фотоателье Л. А. Яворовского [ВО/1904-1905], в 1913 году — фотоателье «Луч» и фотоателье Д. Лященко [ВТПО/1914].

По доверенности Филипа Теодориди — Ефим Сергеевич Зогрофиди 11.10.1906 (ст. ст.) подал прошение на разборку двух простенков в ожидальной зале при театре Иллюзионе в арендуемых двух городских домах по Дерибасовской ул. Простенки сложены в одну штуку камня и домовладелец планировал их исправить в благообразный вид. Подписку на разборку капитальной стены и двух простенков от 3.11.1906 дал К. М. Попов. Проект утверждён 7.11.1906 ща № 21094 (номер плохо распознан), разрешение получено в тот же день [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 82, д. 500, лл. 464-465].

В 1910–1914 годах, а возможно ранее и позднее, по адресу Дерибасовская ул., 26 располагался иллюзион Ляшенко «Экспресс» [ВО ОН/1911; ВО ОН/1914; ОД-38].

Арендатор городского дома Ф. П. Ананьев 26.02.1907 (ст. ст.) подал прошение с проектом на внутреннюю перестройку на углу Дерибасовской и Преображенской улиц с заключением господина Городского архитектора Ф. Нестурха. Прошение рассмотрено 28.02.1907 (ст. ст.) с вынесением резолюции: разрешить [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 80, д. 569, л. 53].

«Член городской управы С. О. Фабрицкий представил в управу доклад о дальнейшей эксплуатации городских домов на углу Преображенской и Дерибасовской. В виду ветхости господин Фабрицкий предлагает снести все имеющиеся на участке строения и взамен из построить здания в 5 этажей, приспособив первые два этажа под торговые помещения и конторы, а остальные под гостиницу, либо иные коммерческие учреждения, как помещения, дающие больший доход сравнительно с обычными жилыми квартирами. Господин Фабрицкий предлагает сделать вызов предпринимателей, как местных, так и иногородних, с тем, чтобы они построили здание за свой счёт, по своим планам и проектам, и эксплуатировали его известное число лет, а затем предоставили здание в собственность города. Городская управа согласилась с докладом господина Фабрицкого» [Газета «Одесские новости», № 8336 от 5.02.1911].

• • •

В 1806 году участок принадлежал майору Феликсу де Рибасу [«О. И. Губарь. Как формировался Городской сад?». Альманах «Дерибасовская-Ришельевская» № 27, 2006].
В 1826, 1845 годах — восточная часть места № 686 в LXIV квартале (впоследствии І-я часть города) [ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 403].
В 1829 или 1830 году М. С. Воронцов распорядился передать участок Обществу искусственных минеральных вод [«О. И. Губарь. Как формировался Городской сад?».
В 1848 году участок занимало Заведение минеральных вод [ГАОО, ф. Ф-59, оп. 1, д. 3172; ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 365].
В 1884 году участок имел адрес Дерибасовская, 26 и принадлежал Эльману [АКОГ/1885, С. 118].
В 1898 году участок имел адрес Дерибасовская, 26 / Преображенская, 26 и принадлежал Городскому общественному управлению [ВО/1899].

• • •

Здание является памятником № 234/1-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом Ф. Дерибаса» (год постройки: 1797, арх. Ванрезант В.; Реконструкция: 1807, Фраполли Ф.), памятником истории местного значения (В здании бывшей канцелярии Новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова в 1823-1824 гг. служили поэты Пушкин А. С. и Туманский В.) и входит в состав комплекса из двух зданий «Комплекс зданий Дерибасовская ул., 24 — угол Преображенской ул., 32» (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Дерибасівська вулиця, 31 / провулок віце-адмірала жукова, 2

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Дерибасівська вулиця / Провулок Віце-адмірала Жукова
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Бернардацци А. И.
Этажность:3
Строительство:1835—1837
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом А. М. Бродского
Дом одесского 1-й гильдии купца Михаила Крамарёва, арх. Торичелли Г. И., 1835—1837 гг. Переделка фасада первого этажа под лавки со стороны Колодезного переулка с понижением полов («где помещается гостиница „Франция“») в доме Абрама Бродского, надзор: Шейнс А. Э., 1890 г. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 66, д. 437, лл. 572-573]. Перестройка дома для Абрама Моисеевича Бродского, арх А. И. Бернардацци, 1893 г. Строительные работы неизвестного назначения, 1901 г.

Абрам Моисеевич Бродский в 1893 году подал прошение на перестройку дома (закладка подворотни в том числе). Разрешение получено 28.04.1893 (ст. ст.). [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434, л. 353]
На старом рисунке гостиницы «Франция» видно, что ранее проезд располагался у западного края дома на Дерибасовской, а между соседним участком № 33 существовал интервал в котором годом позднее после реконструкции Бернардацци соорудит магазин.

Абрам Моисеевич Бродский 2.06.1901 (ст. ст.) подал прошение на склад строительных материалов на углу Дерибасовской и Колодезного пер., 2. Прошение доверено получить М. И. Линецкому и выдано 7.06.1901 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 77, д. 132, л. 202].

«Гостиница ФРАНЦИЯ (Hôtel de France) на Дерибасовской улице, в доме Ведде» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 104 от 16.06.1873].

«Новооткрытый московский меховой магазин вдовы СОФИИ АВИЧ // Дерибасовская ул., д. Бродского, против Городского сада. Рекомендует в громадном выборе Сибирские и Американские меховые товары по самым доступным ценам, в чём может лично убедиться каждый покупатель. Большой выбор готовых ротонд и шинелей. Приём заказов ротонд и Николаевских шинелей по новейшим фасонам» [газета «Одесские Новости», № 2467 от 01.12.1892].

В 1873, 1877 годах в здании располагалась гостиница «Франция» [АКОГ/1877; также см. выше].
1882: «Гостиница Франция, на Дерибасовской улице, обширная и недорогая гостиница с хорошим рестораном.» [ОД-83, С. 157].
В 1884 году по адресу Дерибасовская ул., 31 размещалась гостиница I-го класса «Франция» [АКОГ/1885]. В 1889 году не упомянута, вероятно закрыта. Вновь появляется в пределах 1892 — 1893 годов здесь же (вероятно после реконструкции 1893 года), но уже в качестве гостиницы ІІ-го класса. Между 1895–1896 гг. гостиница стала первоклассной [АКОГ/1889; АКОГ/1892; АКОГ/1894; АКОГ/1895; АКОГ/1897]. В 1903 году владелец гостиницы — А. В. Жиргулевич, к 1906 году он также становится владельцем гостиницы «Центральная», однако в 1907 году снова владеет только гостиницей «Франция» [ВО/1904-1905; ВО/1907; ВО/1908]. В 1910 году А. Вик. Жиргулевич снова указан владельцем гостиницы «Центральная», а владельцем гостиницы «Франция» указан А. Еф. Гельфман [ВО ОН/1911]. В пределах 1912—1913 годов владельцами стали Цаль Векслер и Нухим Резников [ВО ОН/1914].

"Гостиница "Франция", Дерибасовская, 31, с 1го ноября сего года перешла во владение бывшего управляющего Лондонской гостиницей — Ящук" [Вся Одесса, № 5798 от 8.11.1902].

В 1903—1913 годах в здании располагалась табачная лавка купца второй гильдии Соломона Яковлевича Телала, он же владел четырьмя участками в городе и проживал на Раскидайловской, 1 [ВО/1904-1905; ВО ОН_1914].

В 1913 году в здании размещалось фотоателье Б. Валдовского [ВТПО/1914].

В начале 1920-х в здании размещался Одпромгуб [Исследование и охрана архитектурного наследия Украины. Киев: 1986, С. 47, 50; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

В 1928 году были составлен проект (13 страниц архивного дела) перестройки столовой на ул. Лассаля, 31 [ГАОО, ф. Р-1231, оп. 1, д. 1230]. Дело сохранилось.

1938: Гостиница «Франция» и Ресторан № 1 треста столовых, ул. Лассаля, 31 [ОО/1938].
В 1939 году в здании размещался Ресторан треста столовых [ОД-53].

1982: бар «Гамбринус», Дерибасовская ул., 31 [ОД-51].

• • •

Здание является памятником № 236-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом Крамарёва (Гостиница „Франция“)» (год постройки: 1835, арх. Торичелли Г. И.) и памятником истории местного значения (В здании в октябре — декабре 1896 г. жил русский писатель и поэт Скиталец С. Г. (Петров); В 1949-1956 гг. — судебный медик, профессор Райский М. И.; В 1944-1949 гг. — терапевт, профессор Орлов М. М.; В 1944—1954 гг. офтальмолог, профессор Ершкович И. Г.; В 1945—1973 гг. хирург, профессор Соколовский М. П.) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1985 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Дерибасівська вулиця, 25

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Козлов И. С., Торичелли Г. И.
Этажность:2
Реконструкция:1836
Снесено/разрушено:1873
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Дом И. Ольховского
Торговая лавка, арх. Фраполли Ф., 1810-е гг. Перестройка для Ивана Ольховского, проект. арх. Козлов И. С., 1831 г. Строительство: арх. Торичелли Г. И., 1836 г.

"У госпожи Стодт в доме надворного советника Ольховского" [Газета "Одесский Вестник" за 3.12.1827, С. 382; Каталог улиц отдела "Одессика" ОННБ].

• • •

Места №№ 1 — 6 в I квартале Греческого базара
В 1862 году на данном месте располагалось два прямоугольных участка. Большой северный участок принадлежал Микуличу, а маленький южный участок (вероятно место № 6) принадлежал Кихрибаджи [ОД-81, С. 273].
В 1875 году участок имел адрес Красный пер., 3 / Дерибасовская, 23 и принадлежал Эльману [ОД-73].
В 1884 году участок имел адрес Дерибасовская, 25 и принадлежал Эльману [АКОГ/1885, С. 132].

Дерибасівська вулиця, 27

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Кабиольский В. М., Вессели Л. И.
Этажность:3
Строительство:1830—1835
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Дом Ведде
Дом новозыбковского мещанина Семёна Калашникова, проект: арх. Боффо Ф. К., 1930 г. Строительство, 1830—1833 гг. Окончание для арх. Г. И. Торичелли Г. И., 1833—1835 гг. [ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2, д. 467; ОД-81, С. 270].
— Перестройка магазина с постановкой тавровых балок, чугунных колонн и порогов на железных столбах в доме наследников Л. Ведде, получение разрешения: Кабиольский В., надзор: Вессели Л. И., 1899 — ? гг. [ГАОО, ф. 16, оп. 75, д. 474, лл. 393-394].
— Перестройка магазина, 1907 г.
— Переделка части фасада со вставкой трёх окон, арх. Кабиольский В. М., 1913 г.
— Реконструкция, арх. Бадун Т. В., инж. Лысенко Е. В., 2007 г. [ОД-3; ГАОО].

В 1884 году по адресу Дерибасовская, 27 проживал прусско-подданный Людвиг Юльевич Ведде, член учётного комитета Одесской конторы государственного банка [АКОГ/1885, С. 124].

Ю. Ведде 25.06.1907 (ст. ст.) подал прошение с проектом на перестройку магазина по Дерибасовской ул., 1-27. Проект был утверждён в тот же день [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 80, д. 569, л. 69].

В 1903 году участок принадлежал наследникам Ведде [ВО/1904-1905].
Около 1903 года в здание переехал гражданский инженер П. У. Клейн, по состоянию на конец 1907 года он проживал на Среднефонтанской дороге [ВО/1904-1905; ВО/1906; ВО/1908].

«Близ дома № 27 находилась автобиржа в 1910» [В. Корчёнов. О чём поведала медаль. Одесса: Маяк, 1988, С. 77; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].
«Магазин Гиза» [Газета "Шквал» за 08.1925, № 24; Каталог улиц отдела "Одессика» ОННБ].

В 1910 году по адресу Дерибасовская, 27 располагалось фотоателье И. Рыжака [ВО/1911]. "С парадного входа фотогафии И. Рыжака на Александровской площади украдены две рамы с фотографиями" [Газета "Одесские новости» № 8326 от 23.01.1911].

В 1929 году был составлен проект (8 страниц архивного дела) прорезки дверного проёма для Госиздата РСФСР на ул. Лассаля, 27 [ГАОО, ф. Р-1231, оп. 1, д. 2089]. Проект сохранился.


1932: Книгоцентр, ул. Лассаля, 27 [ОО/1933].

• • •

В 1862 году участок принадлежал Маркману [ОД-81, С. 273].
В 1884 году участок имел адрес Дерибасовская ул., 27 и принадлежал Людвигу Юльевичу Ведде [АКОГ/1885, С. 53].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 9-Од под названием «Дом (Торичелли)» (годы постройки: І-я пол. ХІХ в., арх. Торичелли Г. И.; Перестройка: арх. Юргевич А. В.) (Решение Одесского Облисполкома № 152/2 от 25.02.1981 г.; Приказ Министерства Культуры №662/0/16-07 от 16.06.2007 г.) [ОД-6/2009].

Гаванна вулиця, 10

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Гаванна вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Мазиров Д. Е.
Этажность:3
Начало строительства:1884
Стиль:Необарокко
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом Э. П. Бистань
Дом французской гражаднки Эмилии Паскальевны Бистань, арх. Мазиров Д. Е., проект: 1883 г. Строительство: 1884 г. [ОД-3; ГАОО, ф. 16, оп. 59, д. 92, л. 111]. В 1940-х годах была утрачена мансарда с башней подобной той, что на доме на Софиевской улице, 8.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 28.08.1884 (ст. ст.) на 8 листах "О выдаче домовладелице Бистань на постройку железной решётки в городском саду для ограждения её дома тут же и выемки вдоль стены дома в саду" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 60, д. 150]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 17.06.1886 (ст. ст.) на 9 листов "О разрешении домовладелице Эмилии Бистань на устройство мощённого подъезда к её дому по Гаванной улице" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 146]. Дело утрачено.

Здание утратило барочную мансарду и фонарь верхнего света подъезда. Ныне подъезд освещается искусственным освещением.

В 1899 году в здании проживал архитектор Герман Карл Шеврембрандт [ООИРТО/1899].

• • •

К октябрю 1883 году участок был отделён от участка № 10 Исаковича, состоял в квартале LXV Бульварного полицейского участка и получил № 10 — владелица Эмилия Паскальевна Бистань [ОД-67; ГАОО, ф. 16, оп. 59, д. 92, л. 126].
В 1898 году дом имел адрес Гаванная, 8 (как и городской сад) и принадлежал Я. Порро [ВО/1898].

• • •

Здание является памятником № 162-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием "Дом Порро (Бистра)" (годы постройки: кон. ХІХ в., арх. Мазиров Д. Е.) и памятником истории местного значения (В здании в 1906 – 1926 гг. жил и работал поэт Кирсанов С.) (Решение Одесского Облисполкома № 167 от 17.04.1987 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

гаванна вулиця, 13 / Дерибасівська вулиця, 20

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Гаванна вулиця / Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Вессели Л. И.
Этажность:3
Начало строительства:09.1899
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Флигель П. С. Ралли
3-эт. с подвалом флигель дворянина Павла Степановича Ралли, получение разрешения: Попель Михаил Юлианович, надзор: Вессели Л. И., 1899 — ? гг. [ГАОО, ф. 16, оп. 75, д. 474, лл. 127-128].

В начале 1920-х годов по данному адресу размещался базсклад Одесского окружного фотокиноуправления [Островский Г.Л. Одесса, море, кино: Путеводитель. — Одесса: Маяк, 1989. — С. 36].

Здание представляет собой дворовой трёхэтажный флигель выходящий торцом на Гаванную улицу. По Дерибасовской перед главным фасадом располагалось одноэтажное здание и таким образом фасад флигеля было видно с улицы, однако после сооружения пятиэтажного главный фасад оказался закрыт от людских глаз и инсоляция помещений ухудшилась.

• • •

В 1883 году участок имел адрес Дерибасовская, 20 / Гаванная, 11, состоял в квартале V и принадлежал Ралли [ОД-67].
В 1898–1913 годах участок принадлежал Павлу Степановичу Ралли, в 1910-м году управляющим был Вселюбский. Площадь участка составляла 264 кв. саж. [ВО/1899 — ВО:ОН/1914].

Гаванна вулиця, 11

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Гаванна вулиця
Серия:Универсальные административные здания (в т. ч. офисные)
Первоначальный проект:
Архитекторы:Ландесман С. А.
Этажность:3
Реконструкция:1900
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Одесское отделение торгового дома "И. Б. Сегаль"
Жилой дом, ХІХ в. Реконструкция для торгового дома "И. Б. Сегаль", арх. Ландесман С. А., 1900 г.

4-эт. флигель М. М. Михайловой, надзор: Бернардацци А., 1888 г. [ГАОО, ф. 16, оп. 124, д. 7594, л. 13]. Такой флигель на участке не обнаружен, он либо не был построен, либо имелось ввиду фасадное здание.

В Одесском областном архиве хранится дело от 5.06.1891 (ст. ст.) на 12 листах "О разрешении жене генерал-майора Матильде Михайловой устройства подъезда к дому её на Гаванной улице" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 67, д. 156]. Дело сохранилось.

Наследник Сигаль — М. Л. Зайдель 19.05.1900 (ст. ст.) подал прошение на размещение склада строительных материалов на тротуаре по Гаванной ул., 9. Разрешение доверено получить С. А. Ландесману и выдано 22.05.1900 [ГАОО, ф. 16, оп. 76, д. 238, л. 223].

"Вид планового фасада дома, выстроенного торговым домом "И. Б. Сегаль", 1899 г." [Газета "Одесские Новости" за 3.12.1900, № 8146, С. 4; Каталог улиц отдела "Одессика" ОННБ].
Фотография присутствует в [ОД-60, С. 38], таким образом строительство здания было окончено ранее апреля 1901 года.
"Здание жилого дома на Гаванной" [Газета "Южное обозрение" за 9.12.1900, № 1337; Каталог улиц отдела "Одессика" ОННБ].

В [ОД-3] ошибочно указан по данному адресу дом Хотовицкого, также в отношении дома Сигала указана реконструкция 1902 года, однако на данное утверждение могла повлиять вышеуказанная запись.

В 1928 году был составлен проект (11 страниц архивного дела) устройства трёх квартир на ул. Халтурина, 11 [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1540]. Дело сохранилось.




"Одесское отделение, в район операций которого входят южные губернии России, Повольжье, Крым, Кавказ, Закавказье, Закаспийская область, Туркестанский край и Дальний Восток, рассчитанный сначала на возможно быструю доставку покупателям южного района всех менее ценных и более громоздких предметов, занимало временное наёмное помещение; но вследствие увеличившегося спроса как на эти, так и все прочие продукты своей отрасли в связи с необходимостью увеличить запасы, оно в следующем 1900 году переведено в специально для отделения купленный и приспособленный четырёхэтажный дом, составляющий собственность наследников И. Б. Сегаля.
Внешний вид этого здания, обращённого фасадом на Гаванную улицу, красивый и изящный, не даёт однако и приблизительного понятия о том, что таится в стенах его. Ограничимся лишь беглым обзором этого помещения. І. Подвальный этаж заключает в себе отделения: 1) минеральных вод, 2)эссенций и масл, 3) масл жирных, 4) масл разных в бочках, 5) материальное и 6) упаковочное отделение. Весь подвальный этаж находится под массивными сводами, поддерживаемыми железно-цементными балками системы "ciment armé". ІІ. В 1-м этаже помещаются: 7) розничный магазин, 8) городская экспедиция, 9) приёмочное для товаров отделение и 10) будуар для примерки бандажей и т. п. ІІІ. Во 2-м этаже находятся: отдел парфюмерный, в котором работают исключительно женщины и который подразделяется на отделы: 11) парфюмерии русской, 12) парфюмерии иностранной; затем 13) отдел резины, 14) патентованных медицинских предметов, 15) ядов (совершенно изолированный), 16) отдел патентованных и хирургических предметов, требующих низкой температуры. IV. В 3-м этаже помещаются отделы: 17) посуды хирургической и химической, 18) трав, корней и цветков, 19) гумми, ваты и марли, 20) изолированный отдел ядовитых трав. V. В 4-м этаже: 21) стекло, баллоны, пробки, 22) материальная посуда и принадлежности.
В одном из флигелей в последнее время открыта химико-аналитическая лаборатория и лаборатория перевязочных предметов, состоящая в заведовании магистранта фармации.
Совершенно особняком, под каменными сводами и за железной дверью, находится отделение для легко воспламеняющихся веществ в небольшом количестве. Отделение это снабжено громадной вытяжной трубой для притока воздуха. Все отделы от подвального помещения и до чердака освещаются исключительно переносными электрическими лампочками. Лестницы, как и площадки, исключительно железные, так что в пожарном отношении опасность доведена здесь до минимума. Везде масса света и воздуха. От подвального помещения до 3-го этажа действует особо устроенная подъёмная машина. Кроме того тяжёлые грузы идут со двора в так называемую запасную комнату к травяному отделу путём особой лебёдки.
Независимо от сего при Торговом доме "И. Б. Сегаль" имеется 1) аналитическая лаборатория для исследования химических препаратов и 2) при ст. Ландварово С.-П.-Варшавской ж. д. аптека вместе с фармацевтической лабораторией для изготовления галеновых и т. п. препаратов, находящейся под постоянным наблюдением нескольких провизоров-лаборантов. Вместе с тем с целью ознакомления заинтересованных лиц со всеми новыми открытиями в области химии и фармации Торговым домом "И. Б. Сегаль" издаются и бесплатно рассылаются кроме покупателей всем врачам Европейской и Азиатской России "Обзор новейших фармацевтических и химических препаратов" [ЮРА/1902, С. 183-184].

"Южно–Русское Общество Торговли Аптекарскими Товарами ЮРОТАТ. Главный склад и Контора: Гаванная, 11. Телефон 3-12. Розничные магазины: Гаванная, 11. Телефон 19-78 и Преображенская, 64. Телеф. 41-76. Косметика и Парфюмерия всех лучших иностранных и русских фирм. Аптекарские и москательные товары. Химические и технические продукты. Дезинфекционные средства. Патентованные средства. Резиновые и перевязочные предметы. Свежие минеральные воды получаются беспрерывно в течение всего летнего сезона. Составы для углекислых и кислородных ванн, лиманная соль, грязь рапа, сосновая эссенция, сосновый экстракт и прочие предметы для ванн, купаний и гидропатии. По средам и субботам покупки доставляются на дачи в районах Фонтанов." [Одесские Новости, № 9040 от 5.06.1913].

• • •

В 1883 году участок имел адрес Гаванная, 9, состоял в квартале V и принадлежал Ассерего [ОД-67].
В 1884 году участок по адресу Гаванная, 9 принадлежал Сарети [АКОГ/1885, С. 93].
В 1898 — 1899 годах участок имел адрес Гаванная, 9 и приналежал М. Михайловой, в 1900 году участок уже был во владении Сегаля Б. и др. [ВО/1899, 1900, 1901].

• • •

Здание является памятником № 163-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием "Дом жилой Сегаля" (годы постройки: кон. ХІХ в., арх. Пономаренко Я. М.) и памятником истории местного значения (В здании в 1911 — 1912 гг. находилась редакция Одесского журнала "Крокодил", в котором сотрудничали писатели-сатирики Зозуля Е. и Эмиль Кроткий) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Дерибасівська вулиця, 9 / рішельєвська вулиця, 5

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Гонсиоровский Ф. В.
Этажность:4
Строительство:02.1888—1889
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом С. Ралли (угловой)
4-эт. с подвалами и мансардами дом, надзор: Гонсиоровский, 1888 — ? гг. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 124, д. 7590, л. 145].

19.05.1888 архитектор Ф. В. Гонсиоровский принял на себя исправление строений Ралли на углу Дерибасовской и Ришельевской [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 64, д. 85, л. 80].

«Строящийся ныне большой дом Ралли на углу Дерибасовской и Ришельевской улиц обещает быть одним из капитальных зданий города» [Газета "Одесский Новости" за 24.09.1888, № 1100, С. 3; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

Одно из трёх кирпичных зданий 1889 года [ООИРТО/1889].

В [ОД-1] указано: четырёхэтажные с мансардами дом и флигель Ралли.
По адресу Ришельевская, 5 размещалась фирма «Альфонс Иванович Кюльпе», которая в начале века была одним из поставщиков Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры. В 1903 году на Садовой ул., 15 Кюльпе держал специализированный магазин изделий упомянутого товарищества [ОД-23, С. 45; ВО/1904-1905].

В 1913 году по адресу Ришельевская, 5 размещался торговый дом «Витте и Функ» принадлежащий Оскару Конрадовичу (вероятно Карловичу) Витте и Конраду Бернгардовичу Функу. Он являлся владельцем фирмы «Альфонс Иванович Кюльпе», которая к тому времени также поставляла бритвы, водолазные принадлежности, перевязочные средства, фотографические принадлежности [ВО ОН/1914].
Также т. д. "Витте и Функ" был поставщиком:
— производителя гигроскопической ваты фирмы "Гартман и Клейнинг",
— Общества костеобжигательных заводов (Санкт-Петербург),
— аптекарских товаров, асбеста и масел,
— производителя анилиновых красок "Кассель Леопольд и Ко" (Рига),
— производителя масел Акционерного общества бывш. Гортман В. (Рига),
— бельгийской м-ры асбестовых и резиновых изделий (раковины, резина) (Антверпен),

В 1928 году был составлен проект (7 страниц архивного дела) кинобудки в клубе Всерабис на Пушкинской ул., 5 [ГАОО, ф. Р-1231, оп. 1, д. 1269]. Дело сохранилось.

1938: Артель «Спорт-игрушка» (в составе «Галкультпромсоюза»), ул. Ленина, 5 [ОО/1938].

1978: Комиссионный магазин № 88 — ул. Ленина, 5, тел. 22-29-68 [ОД-16, С. 26].

Катерининська вулиця, 18

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська вулиця
Серия:Проекты 5- и более этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Шмидт В. И.
Этажность:4-5
Строительство:03.1899—1899
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Флигели Е. П. Распопова
Четырёх и пятиэтажные флигели Елисея Петровича Распопова с магазинами, арх. Шмидт В. И., 1899 г. [[ГАОО, ф. 16, оп. 75, д. 472, лл. 178-179; Архитектурная энциклопедия].

Согласно плану — предполагалась постройка и пятиэтажного главного здания с мансардой, однако оно так и не было построено, возможно по причине смерти владельца.

Елисей Петрович Распопов 12.03.1899 (ст. ст.) подал прошение на постройку пятиэтажных с подвалами флигелей и перестройку трёхэтажного существующего дома (надстройка над ним двух этажей) по Екатерининской ул., 22. Подписку от 12.03.1899 дал В. И. Шмидт. План утверждён 20.03.1899 за № 5961, разрешение выдано в тот же день [ГАОО, ф. 16, оп. 75, д. 472, лл. 178-179].


"...Дом наследников Распопова имеет два двора. Оба они по своей незначительности имеют вид колодца. В первом дворе выстроено четыре этажа, во втором — пять. В нижнем этаже идёт ряд торговых предприятий — красильня, библиотека и ***. Левое крыло здания всеми четырьмя этажами соприкасается с фасадным флигелем. Внизу помещается дворницкая, во втором этаже мастерская дамских шляп Шмуклеровской, на 3-м — квартира служащего банком Егера и на 4-м квартира ветеринарного врача Остапенко. В противоположном боке на 4-м и 3-м этажах расположены квартиры владельца красильной мастерской * гг. Ромильоти. Здание во втором дворе состоит из 5-этажей, причём там находятся около 50 квартир. Кухни из этого заднего здания дома Распопова выходят на крышу дома Шварца, имеющего во*** в Красном переулке.
В то время, как здание дома, во втором дворе выстроено по всем требованиям архитектуры, если не считать слишком ничтожной площади двора, фасадное здание представляло для всех жильцов в случае пожара — ловушку.
...Когда огонь был почти утушен в фасадном флигеле, пожарными было замечено пламя в левом флигеле первого двора. Оказалось, что огонь по простенкам и чердаку проник в этот флигель и угрожает всему корпусу. Почти в одно и то же время огонь охватил и правый флигель дома. В несколько минут огонь проник в квартиру ветеринарного врача Остапенко, из которой все успели выйти значительно раньше. Огонь быстро уничтожил всю обстановку. То же самое наблюдалось в остальных трёх этажах, в квартире служащего в банке господина Егера, в салоне дамских шляп госпожи Шмуклеровской и дворницкой. Имущество в этих квартирах частью сгорело, частью попорчено огнём и водой. Более счастливо обошлось в противоположном флигеле, где только пострадали квартиры господ Каца и Румильоти.
---
К 4-м часам дня огонь в фасадном флигеле был прекращён, и все усилия пожарных были направлены к локализации огня, перешедшего на боковые флигели. Тушение пожара продолжалось до вечера, причём каждый раз огонь вспыхивал в другом месте. Работая при сильном морозе и удушливом дыму в продолжение всего дня, пожарные выбились из сил.
К 6 часам вечера все команды сменила Михайловская пожарная команда, дежурившая в городе, на случай возникновения пожара в другом месте..." [Газета "Одесские новости" № 8333 за 1.02.1911].

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф. (младший), Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Моли
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Катерининська вулиця, 15

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Ландесман С. А.
Этажность:3
Строительство:10.1893—1894
Снесено/разрушено:1944
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Доходный дом С. А. Григорьевой (со стороны Екатерининской)
Дом Софьи Алексеевны Григорьевой (со стороны Екатерининской), инж. Ландесман С. А. проект: 1893 г. строительство:, 1894 г. Уничтожен в 1840-х гг.

Подполковник Аполлон Гаврилович Григорьев по доверенности жены своей Софьи Алексеевны в 1893 году подал прошение на сооружение трёхэтажного дома в 1894 году. План утверждён 6.10.1893 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434б, л. 72].

«Смерть от падения с постройки. С возведением новых построек начинается ряд несчастных случаев с рабочими. Вчера, рано утром произошёл следующий печальный случай на постройке при доме Григорьева на Екатерининской улице. Здоровый, цветущий парень 22 лет Н. Паталов упал с 3 этажа и, по доставлении его в городскую больницу, скончался в страшных мучениях. Несчастный случай произошёл при следующих обстоятельствах. В 9 часов утра вернувшись с „завтрака“, штукатур Паталов приступил к работе. Ему понадобился алебастр. Желая поскорее достать его, рабочий не спустился по лестнице, а прямо хотел соскочить на рештованье, но сделал это так неудачно, что, сорвавшись с карниза слетел с высоты 3-го этажа на груду камня...» [Газета «Одесские новости», № 2966 от 26.05.1894].

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Екатерининской ул., 17 / Ланжероновской, 23. Постоянно на участке проживало 36 лиц мужского пола и 36 лиц женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 619].

Осенью 1901 года в доме Григорьевой по Екатерининской ул. проживал Флориан Яковлевич Скведер — владелец кафе «Фанкони» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 77, д. 132, лл. 298].

Полковник А. Г. Григорьев 26.03.1903 (ст. ст.) подал прошение на выделение 3,5х1,5 кв. саж. тротуара под склад стройматериалов по Екатерининской ул., 23. Разрешение выдано 29.03.1903 сроком до конца года [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 79, д. 272, лл. 88-89].

На старой фотографии этого угла по Екатерининской располагается старое здание, при этом отсутствует трёхэтажный дом Бонифаци в переулке Чайковского, который должны были возвести в 1893 году. Следовательно, прошение было дано на сооружение здания по Екатерининской улице.

«В. Трепке и П. Зуев обращают внимание лиц, интересующихся санитарностью помещений общественного пользования, на устроенные под их техническим надзором отопление и вентиляцию в кофейной и бильярдной Фанкони. Большие холода дают возможность сделать заключение. Объявление № 26845» [Газета «Одесские новости», № 8337 от 6.02.1911].

«В кондиторской Зала, Скведера и Фанкони по Екатерининской улице, в доме № 15–17, ежедневно игра на биллиардах» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 56 от 11.03.1916].

• • •

В 1898 году участок имел адрес Екатерининская ул., 23 / Ланжероновская ул., 15 и принадлежал С. Григорьевой. Площадь участка составляла 622 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

Параметры съёмки

Показать весь EXIF

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.