PhotoBuildings
Одесса, Гаванна вулиця, 6; Сабанєєв міст, 1 / Військовий узвіз, 9; Катерининська площа, 7; Катерининська площа, 9; Катерининська вулиця, 2 / Катерининська площа; Катерининська вулиця, 4; Катерининська вулиця, 6; Катерининська вулиця, 10; Ланжеронівська вулиця, 24А; Гаванна вулиця, 10; Провулок Чайковського, 1; Преображенська вулиця, 24. Одесса — Панорамы
Вероятно 1890-е гг.
Прислал Antique · Одесса

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 22.09.2015 10:14 MSK
Просмотров — 3696
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +1
timo44+1

Гаванна вулиця, 6

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Гаванна вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Этажность:3
Начало строительства:03.1885
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Флигель Р. А. Бродской
Флигель Р. А. Бродской, арх. Тарнопольский, 1885 — ? гг. [ГАОО, ф. 16, оп. 61, д. 107, С. 12-15, 27-28].

При копке фундамента для постройки флигеля Бродского в 1885 году на Гаванной ул. было повреждено соседнее городское здание арендуемое т. д. "Ф. Енни и Ко" для кафе. Флигель Бродского строился на месте конюшен, сарая и оградной стены. Торговый дом Ф. Енни и Ко сообщил об исправлении повреждений в стенах городского здания и бетонных полов в ретирадных местах, но городской архитектор отметил, что работы выполнены "как-нибудь". Домовладелице было предписано исправить повреждения и очистить крышу [ГАОО, ф. 16, оп. 61, д. 107, С. 12-15, 27-28].

С июля 1918 года по данному адресу находилась подпольная типография, в которой печаталась газета "Коммунист" [ОД-80, С. 47].

• • •

В 1826, 1845 годах — место № 696 (южное) в LXV квартале (впоследствии І-я часть города) [ПО/1826; ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 403].
В 1883 году участок имел адрес Гаванная, 6, состоял в квартале LXV и принадлежал Бродскому [ОД-67].
В 1898 — 1913 году участок принадлежал Роз. Ар. Бродской. Площадь участка составляла 1084 кв. саж. [ВО/1899 — ВТПО/1914].

• • •

Здание является памятником истории местного значения № 160-Од (в здании в 1885 — 1896 гг. жил и работал флорист-систематик, геоботаник и путешественник Альбов М. М.) (Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Сабанєєв міст, 1 / Військовий узвіз, 9

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Військовий узвіз / Сабанєєв міст
Серия:Складские здания и сооружения
Текущее состояние:Перестроено Снесено
Название/назначение:Склад Гари
Склад Гари, І-я пол. ХІХ в. [Наблюдения].
— Позднее перестроен в гостиницу «Крымская». [Наблюдения].
— Ремонт для Н. Юровского, 1903 г. [ОД-3 + привязка адреса; ОД-57, С. 15].

В Одесском областном архиве хранится дело с 22.5.1869 по 1874 г. на 12 листах «О дозволении князю Е. Гагарину сломать часть парапета Сабанеевского моста» [ГАОО, ф. 2, оп. 3, д. 541]. Дело утрачено.

1875: Крымская гостиница [ОД-73].
1877: гостиница «Крымская» [АКОГ/1877].
1882: «Крымская у Сабанеева моста, обширная гостиница, расположена в нескольких зданиях, террасами, с открытым видом на море. Хороший ресторан с табль д'отом.» [ОД-83, С. 156].
В здании не позднее 1875 года и до самой революции размещалась гостиница І-го класса «Крымская» (адрес Сабанеев мост, 3 [АКОГ/1885], затем с 1902-1903 г. — Сабанеев мост, 1). В 1903 году владелец гостиницы — Ю. Ф. Любричинская [ВО/1904-1905]. К 1907 году владельцем гостиницы стал Л. И. Брискер, который также владел гостиницей «Славянской». В пределах 1908–1910 годов владельцами гостиницы стали наследники Л. И. Брискера [ВО/1908; ВО ОН/1911]. В 1911–1913 годах гостиницей владел Нехама. Лейб. Брискер [ВО ОН/1912; ВО ОН/1914].

«Портландский цемент „МЕРКУР“ самого высокого достоинства продаётся при конторе кн. Ю. Е. Гагарина, Сабанеев мост, № 5. Требования иногородних исполняются немедленно» [газета «Одесский Листок», № 133 от 17(29).06.1881].

«Марсельская черепица с берега выгодно продаётся. Обращаться в торговый дом „Князь Юрий Гагарин и Комп.“ Одесса, Сабанеев мост, № 1. Телефон № 662» [газета «Одесские Новости», № 2627 от 26.05.1893].

В 1900 году на участке Крымской гостиницы размещался склад Калинкинского пиво-медоваренного товарищества в Санкт-Петербурге. В том же году товарищество начало строительство на приобретённом участке на Пироговской улице [ГАОО, ф. 16, оп. 76, д. 238, л. 298].

• • •

В 1875 году участок имел адрес Военный сп., 9-11 / Екатерининская пл., 5, состоял в квартале LXVIII Бульварного участка и принадлежал князю Гагарину [ОД-73].
В 1883 году участок имел адрес Военный сп., 9-11 / Екатерининская пл., 5, состоял в квартале LXVIII и принадлежал Гагарину [ОД-67].
В 1895 году участок имел адрес Военный сп., 9-11 / Екатерининская пл., 3 и принадлежал Юровскому [ОД-84].
В 1898 году участок имел адрес Сабанеев пер., 3 / Военный сп., 9, и принадлежал Н. Юровскому. Площадь участка составляла 685 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].
В 1901 году участок приобрело Общество водолечения [ВО/1901-1902].
В пределах 1902–1903 годов участок был приобрёл Рув. Рах. Зоншейн, вместе с тем участок получил новый адрес Сабанеев мост, 1 / Военный сп. 9 (площадь 255 кв. саж.) [ВО/1904-1905].
В 1913 году участком владел Р. Р. Зоншейн (однако участок в аренде Нех. Лейб. Брискера) [ВО ОН/1914].

Катерининська площа, 7

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська площа
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Моранди Ф. И.
Этажность:3
Начало строительства:1849
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Дом А. С. Стурдзы
Дом тайного советника Александра Скарлатовича Стурдзы, арх. Моранди Ф. О, 1849 — ? гг. [ГАОО, ф. 59, оп. 2, д. 1299, 1301].
— Устройство 2-эт. вставки над воротами для княгини Марии Александровны Гагариной, надзор: Писаревский, 1878 г. [ГАОО, ф. 16, оп. 54, д. 313, лл. 145-147].
— Перестройка 2,5-эт. дома князя Юрия Гагарина (переделка фасада с устройством выемок и внутренняя перестройка), арх. Шеврембрандт Г. К., 1891 г. На выступающие две колонны и ступеньки дано особое разрешение [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 67, д. 344, лл. 239-241].
— Реконструкция интерьеров, арх. Бейтельсбахер Х. Л., 1901 г.
— Перестройка для гимназии Соколовой, арх. Нестурх. Ф. П., 1914 г. [ОД-1; ОД-3].

В ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2 хранятся два дела 1849 года № 1299 (12 листов) и № 1301 (4) листа о утверждении фасада домов Александра Стурдзы. Дела сохранились. Дело 1299 относится к данному зданию, а 1301 относится к предложению о смене расположения здания с учётом того, что лишнюю землю Стурдза предложил вернуть городу. Также стоит отметить, что на ситуационном плане достройки соседнего углового дома данное здание уже обозначено [ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 279].


Княгиня Дара Яковлевна Гагарина 1.08.1903 (ст. ст.) прошение на перестройку дома с пристройкой трёхэтажного флигеля для служб на Екатерининской ул., 1, и подписку Х. Я. Бейтельсбахера [ГАОО]. По адресным справочниках Д. Гагариной принадлежала только участок с гостиницей "Крымской". Проект возвращён для исправления и не утверждён [ГАОО].

Левашёв после приобретения участка сдавал помещения дворца различным учреждениям.

"Коммерческий суд переходит с июля из дома Элиасберга на Пушкинской в новое помещение. Хотя срок найма кончается лишь 1 сентября, но, в виду некоторых обстоятельств коммерческий суд переходит в дом князя Гагарина по Екатерининской площ. с 1 июля. В теперешнем помещении суда будет помещаться одесское отделение Русского для внешней торговли банка" [Газета "Одесские новости" № 2983 от 15.06.1894]. Котракт заключён на 8 лет [Газета "Одесские новости" № 2959 от 19.05.1894].

В 1894 году в данное здание из дома Элиасберга на Дерибасовской ул., 6 переехал городской коммерческий суд. Тогда участок на Екатерининской пл. имел № 1 и принадлежал князю Юрию Гагарину [АКОГ/1894; АКОГ/1895].
"Помещение для коммерческого суда. В виду того, что контракт на наём помещения, где находится коммерческий суд окончился 1 сентября прошлого года, председатель суда П. Н. Кич предложил гор. управе возобновить договор найма не более как на 2 года, в виду слухов об упразднении коммерческого суда. Городская управа, приняв во внимание, что нынешний владелец дома, в котором помещается суд, профессор Левашёв, увеличил арендную сумму до 8000 р. в год вместо прежних 4500, постановила сделать вызов досовладельцам, желающих отдать помещения для коммерческого суда. Ни одно из предложенных помещений не оказалось подходящим. В то же время город до сих пор контракта на помещение не возобновил. В виду этого, господин Левашёв сообщил управе, что, если она не поспешит совершить условия, то он вынужден будет судебным порядком удалить суд от найма. Управа решила продолжить наём, причём постановила оставить свободным от найма помещения, где находился архив и часть канцелярии и перевести таковые в отдельный этаж, предложив домовладельцу за это помещение 6000 руб. Так как такое расположение помещения является безусловно неудобным, то председатель суда П. Н. Кич образовал особую комиссию во главе с архитектором Рейнгерцом для разрешения вопроса о судьбе помещения для коммерческого суда. Комиссия признала наём в том виде,в каком его предлагает городская управа, безусловно неудобным для суда, и по-этому председатель обратился к господину градоначальнику генерал-лейтенанту Д. Г. Арсеньеву с ходатайством урегулировать обязанности и отношения городской управы к суду и обязать город заключить контракт с господином Левашёвым ещё на один год, не делая никаких выводов из всего помещения, и в течение этого срока найма позаботиться отысканием другого помещения для коммерческого суда, более удобного, дешёвого и соответствующего своему назначению." [Газета "Одесские новости" №5996 от 11.06.1903].

К 1907 году Коммерческий суд переехал в Казарменный пер., 7.

Действительный статский советник С. В. Левашов 24.03.1904 (ст. ст.) составил прошение на прорез подоконных частей в 4-х подвальных окнах по Екатерининской пл., 7 (бывш. № 1), согласно разрешению от 20.11.1903, которое необходимо было продлить. Новое разрешение выдано 7.04.1904 [ГАОО, ф. 16, оп. 80, д. 49, лл. 185-186а].

С. В. Левашев 21.05.1907 (ст. ст.) подал прошение с проектом на постройку трёхэтажного на цокольном этаже дворового флигеля и перестройку лицевого трёхэтажного дома по Екатерининской площади. Прошение было рассмотрено 24.05.1907 (ст. ст.) с вынесением резолюции: сообщить господину Градоначальнику [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 80, д. 569, л. 64об].

"Новый "Клуб". В воскресенье, в доме профессора Левашова, состоялось открытие "Сельско-хозяйственного и домоводственного клуба".
По этому случаю заправилы клуба устроили молебствие в обед. Пригласили очень много почётных лиц города, но большинство из них сочло лучшим остаться дома. Приехали лишь господа Полетаев, Пеликан, Кумбари, несколько отставных генералов. Присутствовали также и завсегдатаи одесских клубов.
За обедом говорилось очень много о сельском хозяйстве, о птицеводстве, о лекциях по своим отраслям домоводства и хозяйства. Но от опытного глаза не укрылось самое важное обстоятельство, которое ясно предопределяет физиономию нового клуба. Повсюду принадлежности обыкновенного игорного дома. Комнаты набиты столами с зелёным сукном, тут же сложены карты для лото, цифровая доска для лото, разграфлённый особо, по видимому для рулетки, стол, бильярд, пианино и т. д. Ни одной вещи, ни одного предмета, имеющего хотя бы малейшее прикосновение к сельскому хозяйству или домоводству" [Одесские Новости, № 9040 от 5.06.1913].

В [ОД-1] утверждается, что Нестурх также для гимназии соорудил трёхэтажный флигель, однако он был либо перестроен либо на его месте в 1920 — 1930-х годах было сооружена совершенно новая постройка.

В 1910-х годах (возможно в 1917-м) был составлен "Договор с Левашёвым о найме помещения в его доме на Екатерининской площади для Торгового отделения и Ветеринарного бюро управы" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 126, д. 87].

• • •

В 1849 году — места № 738 и № 739 в LXVIII квартале Греческого форштадта
В 1875 году участок имел адрес Екатерининская пл., 1, состоял в квартале LXVIII Бульварного участка и принадлежал княгине Гагариной [ОД-73].
В 1884 году владелица и адрес те же [ОД-67].
В 1894 году участок имел адрес Екатерининская пл., 1 и принадлежал Юрию Гагарину [АКОГ/1895, С. 133].
В 1898 году участок имел адрес Сабанеев пер., 1а и принадлежал Юрию Гагарину. Площадь участка составляла 526 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1901-1903].
В пределах 1902 — 1903 годов адрес участка изменился на Екатерининская пл., 7, владелец участка — С. В. Левашёв, он же владел участком и в 1913 году [ВТПО/1914].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 12-Од под названием "Дом (Гагарина)" (годы постройки: сер. ХІХ в., арх. Черкунов Н. Н.; Перестройка: 1891, арх. Шеврембрандт Г. К.) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Приказ Министерства Культуры №662/0/16-07 от 16.06.2007 г.) [ОД-6/2009].

Катерининська площа, 9

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська площа
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Черкунов Н. Н.
Этажность:3,5
Начало строительства:07.1851
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Дом Е. Стурдза
3-эт. дом жены тайного советника Елисаветы Стурдзы, арх. Черкунов Н. Н., 1851 -? гг. [ГАОО, Ф-59, оп. 2, д. 1608; ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 275].
— Впоследствии над проездом сооружена вставка [Наблюдение].
— Перестройка дома княгини Дары Яковевны Гагариной, надзор: Бейтельсбахер Х. Л., 1903 г. [ГАОО, Ф-16, оп. 79, д. 384].
— Восстановление, арх. Гродский И. О., 1948–1949 гг. [ОД-3].

Княгиня Дара Яковлевна Гагарина 1.08.1903 (ст. ст.) составила прошение на перестройку жилого дома, и как следует из подписки — пристройку трёхэтажного флигеля для служб по Екатерининской ул., 1. Подписку от 1.08.1903 дал Х. Л. Бейтельсбахер. После рассмотрения проект не был утверждён ввиду несоблюдения обязательные постановления по строительной части, лестницы неясно начерчены, необходимы разрезы по длине лестничных клеток, подписка техника должна быть по установленной управой форме. Новую подписку на печатном бланке Бейтельсбахер дал 20.08.1903. В сентябре план снова возвращался на переделку по причине того, что чертежи иллюминированы не согласно условных знаков и красок, утверждённых городской управой, чёрная лестница проектирована крайне не крутой и ширина её площадок не достаточна, перекрытие чёрной лестницы проектировано не согласно обязательным по строительной части постановлениям, из представленной подписки не усматривается права лица, подписавшего её на звание архитектора: необходимо представить дополнительные документы. План возвращён для исправлений 11 сентября. Архитектор Бейтельсбахер 12.09.1903 направил в управу заявление о том, что диплом его находится в Императорском человеколюбивом обществе, по этому он предоставил удостоверение от Стурдзовской общины на право производство работ от 1898 года, так как именно Стурдзовская община дала Х. Л. Бейтельсбахеру должность архитектора на основании образования полученного Бейтельсбахером в Королевском Саксонском Политехническом институте со званием архитектора. Удостоверение Стурдзовской общины устроило управу, в проект были внесены необходимые исправления и план таким образом был утверждён 30.09.1903 за № 26721, разрешение получено 3.10.1903 [ГАОО, Ф-16, оп. 79, д. 384, лл. 28-35].

В 1903 году по Екатерининской пл. в собственном доме проживал действительный статский советник Ю. И. Гагарин, почётный мировой судья [ВО/1904-1905].

• • •

В 1851 году — места № 738 и № 739 в в квартале LXVIII I-й части города [ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2, д. 1608].
В 1875 году участок имел адрес Екатерининская пл., 3, состоял в квартале LXVIII Бульварного участка и принадлежал Гагарину [ОД-73].
В 1884 году участок принадлежал княгине Гагариной [ОД-67].
В 1895 году участок имел адрес Екатерининская пл., 1а и принадлежал Гагарину [ОД-84].
В 1898 году участок имел адрес Сабанеев пер., 1б и принадлежал А. Гагарину [ВО/1899; ВО/1901-1903].
В пределах 1902–1903 годов адрес участка изменился на Екатерининская пл., 9, владелица участка — Дария Яковлевна Гагарина [ВО/1904-1905; ВО ОН/1911].
В 1911 году владелицей участка стала Евгения Феодоровна Гагарина, она же владела участком и в 1913 году [ВО ОН/1911; ВТПО/1914].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 313-Од под названием «Дом доходный Гагарина» (год постройки: кон. ХІХ в.) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Катерининська вулиця, 2 / Катерининська площа

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська площа / Катерининська вулиця
Серия:Проекты 4-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Бейтельсбахер Х. Л., Рейнгерц М. Г.
Этажность:4
Строительство:07.1901—1902
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом А. Е. Гагарина
Доходный дом Анатолия Евгеньевича Гагарина, арх. Бейтельсбахер Х. Г., Рейнгерц М. Г., 1901 — 1902 гг. [ОД-1; Наблюдения].

На фасаде здания со стороні Екатерининской улицы в штукатурке выполнена дата "1901—1902".

Сохранился черновик разрешения в следствие прошения 4.07.1901 (ст. ст.) на складирование стройматериалов на части тротуара для князя А. Е. Гагарина по Екатерининской ул., 8 от 4.07.1901. Разрешение действительно в течении 1901 года [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 77, д. 132, л. 232].

Князь Анатолий Евгеньевич Гагарин (1844—1917). Отец Евгений Анатольевич Гагарин (1811—1886), мать Мария Александровна Стурдза (1820—1890).

В 1913 году по адресу Екатерининская, 2, размещался бакалейно-винный магазин Дим. Андронико [ВО:ОН/1914, Отд. 2, С. 11].

В 1928 году был составлен проект (8 страниц архивного дела) устройства новых окон в доме на ул. Карла Маркса, 2 [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1700]. Дело сохранилось.

• • •

В 1895 году участок имел адрес Екатерининская ул., 8 и принадлежал Гагарину [ОД-84].
В 1898 году участок принадлежал А. Гагарину [ВО/1899; ВО/1900].
В пределах 1902–1903 годов участки по Екатерининской ул., 8 и 8а были объединены в один под адресом Екатерининская ул., 2. Площадь участка составляла 604 кв. саж. Владелец — А. Гагарин [ВО/1904-1905].
В 1913 году участок принадлежал князю Анатолию Евгеньевичу Гагарину, он же здесь и проживал [ВО:ОН/1914].

• • •

Здание является памятником № 315-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом доходный Гагарина» (годы постройки: 1902–1903, арх. Бейтельсбахер Х. Г., Рейнгерц М. Г.) и памятником истории (в здании жил писатель Яновский Ю. И.; В 1922–1941 гг. в здании жил композитор Кюсс Макс) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Катерининська вулиця, 4

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Торичелли Г. И.
Этажность:3
Строительство:1835
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Перестроено Используется
Название/назначение:Доходный дом Я. Росси
Дом Я. Росси, арх. Торичелли Г. И., 1835 г. Реконструкция, арх. Моранди Ф. О., 1870-е гг. Реконструкция, арх. Гонсиоровский Ф. В., ? — 1890 г. [ОД-1; ОД-3].

В [ОД-1] утверждается, что Моранди реконструировал здание в 1870-х годах.
В [ОД-1] утверждается, что домом Росси авторства Торичелли и 1835 года постройки располагается на Екатерининской ул, 3, тогда как в [ОД-3] утверждается, что дом Росси находится под № 4.

1938: Дом учителя и клуб РКДТ (укр.), ул. Карла Маркса, 4 [ОО/1938].

В 1982 году в здании размещалась контора областного объединения "Сортсемовощ" Укрсортсемовоща [ОД-51].

• • •

В 1883 году участок имел адрес Екатерининская, 10, состоял в квартале LXVIII и принадлежал Бродскому [ОД-67].
В 1884 году участок принадлежал Бродскому [АКОГ/1885, С. 38].
В 1895 году участок принадлежал Бенетато [ОД-84].
В 1898 году участок имел адрес Екатерининская ул., 10 и принадлежал С. Кумбари. Площадь участка составляла 685 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 318-Од под названием "Дом Росси" (год постройки: 1843, арх. Моранди Ф. О.) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Катерининська вулиця, 6

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Черкунов Н. Н., Даллаква И. О.
Этажность:3
Строительство:1851
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Доходный дом В. Посохова
Дом В. Посохова, проект: арх. Черкунов Н. Н., надзор: Даллаква И. О., 1848 или 1851 г.
— Устройство лестницы из магазина кяхтинского 1-й гильдии купца Адриана Оборина в его контору в бельэтаже в доме бывшем Ильи Посохова, а на момент перестройки принадлежащему Бессарабско-Таврическому банку, надзор: Мазиров Д. Е., 1878 г. [ГАОО, ф. 16, оп. 54, д. 313, лл. 112-113].
— Реконструкция, арх. Шмидт В. И., 1894 г. [ОД-1; ОД-3].

[ОД-1]: Черкунов, Даллаква, 1848 г.

«ШЛЯПЫ и ФУРАЖКИ городские и охотничьи из непромокаемой ткани, в складе непромокаемых изделий, Екатерининская ул., д. № 12» [газета «Одесский Листок», № 133 от 17(29).06.1881]. В том же номере газеты размещена реклама половой клеёнки, которая продаётся в том же складе.

«КОНДИТОРСКАЯ РОБИНА перемещена в дом Штерна, № 12, по Екатерининской ул., на супротив прежнего помещения» [газета «Одесские Новости», № 2371 от 19.08.1892].

«ДОВОЖУ ДО СВЕДЕНИЯ почтенных моих покупателей и заказчиков, что моя паровая мебельная фабрика, помещавшаяся на Софиевской улице, в доме наследников Сабанских, в виду её значительного расширения ПЕРЕВЕДЕНА на угол Ольгиевской и Херсонской улиц, в собственный дом, а магазин мой, находившийся по Надеждинской улице, в доме Штейнберга, (ныне Фон-Деши) ПЕРЕМЕЩЁН на Екатерининскую улицу в дом Штерна, прот. Лионского Кредита, куда и прошу обращаться за покупкой мебели и с заказами» [газета «Одесские Новости», № 4022 от 08.07.1897].

В 1913 году по адресу Екатерининская ул., 6, размещался магазин пишущих машин Э. Кнорре, тел. 38-69 [ВО:ОН/1914, Отд. 2, С. 204].

1950: Магазин № 12 ОМО «Главгастроном» — ул. К. Маркса, 6 [ОД-55, рекламный блок позади текста].

1982: ателье по пошиву и ремонту одежды № 16 (ОРСа Одесской ж. д.) обрядовой фирмы «Свято» [ОД-51].

• • •

В 1875 году участок имел адрес Екатерининская ул., 12, состоял в квартале LXVIII Бульварного полицейского участка и принадлежал Посохову [ОД-73].
В 1883 году участок принадлежал Штерну [ОД-67].
В 1898 году участок принадлежал Ф. Штерну. Площадь участка составляла 1289 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

• • •

Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения № 320-Од под названием «Дом жилой Посохова» (год постройки: 1851, арх. Черкунов Н. Н.) (Решение Одесского Облисполкома № 167 от 17.04.1987 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Катерининська вулиця, 10

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Катерининська вулиця
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Валенкамп А. И.
Этажность:2
Начало строительства:03.1848
Стиль:Неоренессанс
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом А. Буби
2-эт. дом нежинского грека и московского купца 1-й гильдии Анастасия Буби, арх. Валенкамп А. И., 1848 г. [ОИКМ].

Арка дворового проезда, находившаяся у правого края здания, заложена.

«Редакция и Типография „Одесских Новостей“ перемещены в д. Бубы, по Екатерининской ул., против Лионск. Кредита, дом № 14-й» [газета «Одесские Новости», № 3762 от 01.10.1896]. Ранее редакция размещалась в доме Бродского.

В 1903 году по адресу Екатерининская ул., 10, располагалась типография «Одесские новости» А. С. Эрманса [ВО/1904-1905].

• • •

В 1875 году участок имел адрес Екатерининская ул., 14, состоял в квартале LXVIII, и принадлежал Буби [ОД-73, С. 40].
В 1883 году участок имел адрес Екатерининская ул., 14, состоял в квартале LXVIII, и принадлежал Буба [ОД-67, С. 38].
В 1898 году участок имел адрес Екатерининская ул., 14а и принадлежал И. Ласкараки [ВО/1899; ВО/1900].

Ланжеронівська вулиця, 24А

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Ланжеронівська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:фон Круг Д. И.
Этажность:3
Начало строительства:06.1856
Стиль:Неоренессанс
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом К. Папудова (по Ланжероновской)
4-эт. угловой дом коммерции советника Константина Папудова (фасад выполнен согласно Высочайше одобренному фасаду от 22.04.1843 (ст. ст.), тетрадь № 3, лист 2 1844 года с изменением по местным обстоятельствам четырёхскатной крыши на односкатную и изменение внутреннего вида окон верхнего этаж) (дом реализован частично), арх. фон Круг Д. И., 1856 — ? гг. [ГАОО, ф. 59, оп. 2, д. 1807].

Проект дома реализован в незначительной мере, так как согласно плану здание должно было быть построенным до угла участка, но вместо этого была построена только примерно четверть дома от всей протяжённости, но согласно утверждённого плана, предусматривая дальнейшую его достройку.

Уварова О. О. Міський голова Одеси Костянтин Папудов: біографічні розвідки, комерційна та громадська діяльність // Вчені записки ТНУ, Історія України, Том 33 (72) № 2 2022

В 1888 году по адресу Ланжероновская, 30 размещался театр «Эрмитаж», в 1890 г. — театр «Альказар» [АКОГ/1889; ВКОГ/1891].

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Екатерининской ул., 16 / Ланжероновской, 30, дом Попудовых. Постоянно на участке проживало 127 лиц мужского пола и 41 лицо женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 617].

"Квартиры в центре города в наём 13, 9, 5, 4 комнат больших, ход парадный, высота 7 аршин, годные под контору и другие учреждения. По желанию можно иметь больше комнат, кроме того отдаётся нижнее помещение, под сводами, 100 кв. саж., годное для магазина, склада, мастерской, фабрики и прочего. Ланжероновская, дом № 30, Папудовой, спросить швейцара" ["Одесские новости", № 4678 за 14.07.1899].

А. Е. Папудова завещала дом на углу Екатерининской и Ланжероновской улиц (несколько построек: [1], [2], [3]) и дом на Польском спуске своей внучке Ольге Скаржинской, которая должна была вступить во владение имуществом после выполнения ряда условий, в том числе — достижения ею 25-летия. Ольга Иосифовна Скаржинская, дочь корнета Ахтырского полка Иосифа Петровича Скаржинского и Ольги Константиновны Скаржинской (в девичестве Папудовой), родилась 6 декабря 1883 г. (ст. ст.) и, таким образом, с 6 декабря 1908 г. (ст. ст.) могла вступить во владение участком [ОД-100, С. 182].

В 1900 году в квартире Неаля проживал коллежский секретарь Владимир Андреевич Надежин [ГАОО, ф. 16, оп. 76, д. 238, л. 96].

В 1903 году в газету «Одесские новости» было дано объявление: «Примус бензиновые и керосинов., кухни „Гретц“ специально починяются в металл. мастер. Г. А. Дионова из Киева, на Ланжероновская улица, дом Папудовой, против ворот дома Вагнера. 8783-1» [Газета «Одесские новости», № 5847 за 1.01.1903].

"Квартиры 5—3—2 до 8 комнат высокие, большие годные для конторы. Магазин, где помещается справочная контора. Помещение для склада на сводах, сухое, Ланжероновская ул., дом № 24, Скаржинского, против ворот дома Вагнера, спросить швейцара." ["Одесские Новости", № 6434 от 29.09.1904].

Здание частично разобрано около 1909 года для строительства нового дома. Фасад сохранил относительно аутентичный вид. Чертёж фасада приведён в ОД-81.

В 1928 году был составлен проект (6 страниц архивного дела) устройства кинобудки Дома прессы на ул. Ласточкина, 24а [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1823]. Дело утрачено.

В 1930 году был составлен проект (9 страницы архивного дела) переоборудования театра ТРОМ на ул. Ласточкина, 24а [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 2613]. Дело утрачено.

В 1929 году по данному адресу располагался Одесский союз промышленного кредита и промышленных кооперативов «Промкредитсоюз» [ВО/1930, С. 104].

1938: Дом художественного воспитания детей, ул. Ласточкина, 24а [ОО/1938].
1949: Природо-краеведческий музей, ул. Ласточкина, 24а [ОТ/1950].

• • •

В 1856 году — место № 735 в LXVIII квартале [ГАОО, ф. 59, оп. 2, д. 1807].
В 1883 году участок имел адрес Ланжероновская, 30 / Екатерининская ул., 16, состоял в LXVIII квартале и принадлежал Попудовой [ОД-67; АКОГ/1885, С. 69].
В 1898 году участок принадлежал Ариадне Папудовой [наследникам — ред.]. Площадь участка составляла 898 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

• • •

Здание внесено в список памятников с неверными данными (владелец, архитектор, год).
Здание является памятником № 125-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом доходный Генцельмана» (год постройки: ІІ-я пол. ХІХ в., 1856) и памятником истории местного значения (В здании в 1920-х гг. работал театр рабочей молодежи «ТРАМ») (Решение Одесского Облисполкома № 167 от 17.04.1987 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Гаванна вулиця, 10

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Гаванна вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Мазиров Д. Е.
Этажность:3
Начало строительства:1884
Стиль:Необарокко
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Дом Э. П. Бистань
Дом французской гражаднки Эмилии Паскальевны Бистань, арх. Мазиров Д. Е., проект: 1883 г. Строительство: 1884 г. [ОД-3; ГАОО, ф. 16, оп. 59, д. 92, л. 111]. В 1940-х годах была утрачена мансарда с башней подобной той, что на доме на Софиевской улице, 8.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 28.08.1884 (ст. ст.) на 8 листах "О выдаче домовладелице Бистань на постройку железной решётки в городском саду для ограждения её дома тут же и выемки вдоль стены дома в саду" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 60, д. 150]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 17.06.1886 (ст. ст.) на 9 листов "О разрешении домовладелице Эмилии Бистань на устройство мощённого подъезда к её дому по Гаванной улице" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 146]. Дело утрачено.

Здание утратило барочную мансарду и фонарь верхнего света подъезда. Ныне подъезд освещается искусственным освещением.

В 1899 году в здании проживал архитектор Герман Карл Шеврембрандт [ООИРТО/1899].

• • •

К октябрю 1883 году участок был отделён от участка № 10 Исаковича, состоял в квартале LXV Бульварного полицейского участка и получил № 10 — владелица Эмилия Паскальевна Бистань [ОД-67; ГАОО, ф. 16, оп. 59, д. 92, л. 126].
В 1898 году дом имел адрес Гаванная, 8 (как и городской сад) и принадлежал Я. Порро [ВО/1898].

• • •

Здание является памятником № 162-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием "Дом Порро (Бистра)" (годы постройки: кон. ХІХ в., арх. Мазиров Д. Е.) и памятником истории местного значения (В здании в 1906 – 1926 гг. жил и работал поэт Кирсанов С.) (Решение Одесского Облисполкома № 167 от 17.04.1987 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф. (младший), Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Моли
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Преображенська вулиця, 24

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Преображенська вулиця
Серия:Гостиницы и мотели
Архитекторы:Боффо Ф. К.
Этажность:3
Строительство:1850—1852
Реконструкция:1900, 1900—1902
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Перестроено Используется
Название/назначение:Дом В. Вагнера
Дом одесского 1-й гильдии купца Вильгельма Вагнера, арх. Боффо Ф. К., проект: 1849 г. Строительство: 1850 — 1852 г. [ГАОО, ф. Ф-59, оп. 2, д. 3027 (утрачено); ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 250].
— Приспособление для Новороссийского университета, 1868 г.
— Постройка крыла со стороны городского сада для библиотеки с книгохранилищем на 400 томов и котельной, проект и надзор: Толвинский Н. К., с осени надзор производил Бернардацци А. И., 1900 — 1901 гг. [ОД-15, С. 39-40].
— Реконструкция фасадного здания для музея изящных искусств и аудиторий историко-филологического и юридического факультетов Новороссийского университета проект: Толвинский Н. К., изменение проекта и надзор: Бернардацци А. И., 1901 — 1902 гг. [[ОД-15, С. 39-40; Подрезова М. А., Самодурова В. В. Летопись научной библиотеки Одесского национального университета имени И. И. Мечникова в событиях и фактах. Ч. 1. Первоначальные годы. Вісник ОНУ, 2010 Том 15, выпуск 21].

В 1934 году был составлен проект 3-эт. дома князя Павла Ивановича Гагарина, постройка южного одноэтажного фасадного флигеля (с северной стороны уже существовал такой же флигель, по проекта оба флигеля должны были иметь одинаковый уличный фасад) и оградой по тротуару между зданиями, арх. Скудиери И. Б., 1845 г. [ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 403]. Однако возможно он не был реализован. Дело по поводу застройки участка было начато в 1840 году "Гагарин Павел князь, отвод места близ городского сада" [ГАОО, Ф. 59, оп. 1, д. 2445].

26.04.1858 (ст. ст.) дворянин Погажев — опекун над малолетней наследницей умершей дворянки Елисаветы Погажевой (урожд. княгини Гагариной) её дочери Надежды подал в Строительное отделение запрос по какому основанию город отобрал у княгини места № 704, 705 и 706 в квартале LXIV в первой части города. Как оказалось места отобраны заседанием комитета от 23.04.1848 (ст. ст.) по причине малой застройки данных мест [ГАОО, ф. 2, оп. 5, д. 488, л. 421].

В 1850-х годах в доме размещалась гостиница «Европейская». Летом 1858 года В. Вагнер совершил обмен зданиями с Ришельевским лицем, таким образом Вагнер получил здание на Дерибасовской, 16, однако дом на Преображенской перебывал теперь в аренде Вагнером. В 1864 году в здании располагалась гостиница "Европейская" [ПО/1864]. Весной 1868 года в здании разместились учебно-вспомогательные учреждения Новоросийского университета (Естественное отделение физико-математического факультета), кроме того здание использовалось для проживания преподавателей [АКОГ/1885, С. 150 — 152].

В 1884 году в здании размещались [АКОГ/1885, С. 155 — 156]:
— квартиры преподавателей,
— минералогический кабинет с лабораторией,
— химическая лаборатория и кабинет,
— кабинет биологический и палеонтологический,
— ботанический кабинет,
— зоотомический кабинет с лабораторией,
— физиологический кабинет,
— технический кабинет с лабораторией,
— агрономический кабинет с лабораторией.

"К учреждению медицинского факультета в Одессе." — длинная статья, с упоминанием о необходимости пристройки к зданию на Преображенской ул. [Газета "Одесские новости" № 2974 от 4.06.1894].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 7.03.1894 (ст. ст.) на 21 листе "О захвате Новороссийским Университетом земли из Городского сада" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 70, д. 295]. Дело утрачено.

"Дело города с университетом. Одесская городская управа обратилась в правление Новороссийского университета с отношением, в котором говорит, что из копии заключённой 19 августа 1858 года купчей, по которой от купца Ф. Вагнера в собственность бывшего Ришельевского лицея перешёл дом на Перображенской ул., — видно, что всей земли под этим домом числилось 1160 1/2 квадрат. саженей. В натуре же здание университета занимает больше этого пространство, а именно 1180 2Э7 кв. саж. Очевидно, — говорит городская управа, что сооружённая со стороны городского сада стена построена на городской земле, а загороженное этой стеной место составляет захват городской земли мерой 21,78 кв. саж. В виду этого, управа, согласно постановлению своему от 16 мая 1894 г., просит правление университета снять эту стену. В ответ на предложение управы, правление университета препроводило следующее объяснение: "по имеющимся в правлении университета справкам оказывается, что стена отделяющая задние технической лаборатории университета от городского сада, существует с 1869 года. В 1875 году стена была разрушена и на нё место поставлена была деревянная перегородка, которая в прошлом году была уничтожена пожаром. В настоящем году каменная ограда была возобновлена для ограждения от пожара университетского здания, в котором помещаются лаборатории — техническая и химическая. Городской управе хорошо известно, что в этих лабораториях имеются разные спиртные препараты и другие легко воспламеняющиеся вещества, — которые при самом незначительном пожаре могут принести весьма значительные повреждения, благодаря соседству с находящимися в городском саду деревянными сооружениями, тиром и громадной сценой. Странным только кажется, что городская управа, зная о существовании стены с 1869 года, т. е. в продолжении 25 лет, молчала, очевидно сознавая крайнюю необходимость её существования; в настоящее же время требует от университета снесения стены, как построенной на городской земле" ["Одесские новости" № 2977 от 9.06.1894].

В сторону парка обращено крыло книгохранилища, выстроенное в два этажа Н. К. Толвинским и достроенное до трёх этажей архитектором А. И. Бернардацци, рядом располагалась котельная. Главный фасад упрощён в виду ограниченности средств [ОД-15].

Здание является памятником № 663/1-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием "Здание исторического факультета Новороссийского университета" (годы постройки: 1899 — 1902) и входит в состав комплекса из двух зданий "Комплекс сооружений Новороссийского университета Преображенская ул., 24 — Городской сад" (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Флигель здания является памятником № 663/2-Од истории под названием "Здание кафедры и лаборатории органической химии Новороссийского университета" (годы постройки: ІІ-я пол. ХІХ в.) (В здании в 1880 — 1893 годах работал химик, академик Зелинский Н. Д.) и входит в состав комплекса из двух зданий "Комплекс сооружений Новороссийского университета Преображенская ул., 24 — Городской сад" (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

Там же расположено здание университетской мастерской, построенное на средства механика Новороссийского университета Иосифа Андреевича Тимченко [Островский Г.Л. Одесса, море, кино: Путеводитель. — Одесса: Маяк, 1989. — С. 14].

1923 [ВО/1924].:
— Институт народного хозяйства (Инархоз). Ректор проф. А. Я. Шпаков,
— Рабфак Инархоза. Декан А. Ф. Малеев.

1929: Центральная научная библиотека (ЦНБ) [ВО/1930].

В июне 2017 года было получено разрешение № ІУ 115171530330 на строительные работы: "Будівництво адміністративної будівлі, з допоміжними, торговельними приміщеннями та інфраструктурою для відпочинку за адресою: м. Одеса, Приморський район, вул. Преображенська, 24; Одеська обл., м. Одеса, вул. Преображенська, 24", заказчик: Спільне підприємство "СОЛІНГ", проектировщик и подрядчик: ТОВ "УКРСТРОЙ СЕРВІС", авторский надзор: Фесенко Микола Анатолійович, технический надзор: Марченко Тельман Іванович. Выдержка из реестра прав собственности: акт № 76853195 от 23.12.2016 [ДАБІ].

• • •

В 1826, 1845 годах — места № 704 (северное), № 705 (центральное) и № 706 (южное) в LXIV квартале (впоследствии І-я часть города) [ПО/1826; ГАОО, Ф-895, оп. 1, д. 403].
В 1875 году участок имел адрес Преображенская ул., 20, состоял в квартале LXV Бульварного полицейского участка и принадлежал Новороссийскому университету [ОД-73].
В 1884, 1898 годах участок имел адрес Преображенская, 20 и принадлежал Новороссийскому университету, площадь его составляла 1181 кв. саж. [АКОГ/1885, С. 78; ВО/1899].

Параметры съёмки

Показать весь EXIF

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.