PhotoBuildings
Одесса, Провулок Чайковського, 1; Рішельєвська вулиця, 1 / ланжеронівська вулиця, 11; Рішельєвська вулиця, 2 / ланжеронівська вулиця, 13; Дерибасівська вулиця, 10 / рішельєвська вулиця, 3; рішельєвська вулиця, 4 / Дерибасівська вулиця, 12
Rue Richelieu

Publisher: Detroit Publishing Co.
Call Number: LOT 13419, no. 076 [item] [P&P]
https://www.loc.gov/item/2001697469/
Прислал Antique · Одесса           Дата: 1900 г. (примерно)

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 24.09.2015 09:22 CEST
Просмотров — 2493
Подробная информация

Оценка

Провулок Чайковського, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Провулок Чайковського
Серия:Театры
Архитекторы:Фельнер Ф. (младший), Гельмер Г., Фрей Р., Цифферер Д., Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М., Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф., Моли
Этажность:5
Строительство:09.1883—10.1887
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Городской театр
Городской театр, проект: бюро «Фельнер Ф. и Гельмер Г.», 1880 г.; Надзор от проектного бюро: Фрей Р., затем Цифферер Д. (Zifferer Donat); Надзор от города: Гонсиоровский Ф. В., Бернардацци А. И., Дмитренко Ю. М.; Скульпторы проектного бюро: Этель Ф., Стрикциус Л., Фридль Ф.; Скульпторы от города: Натали Ф. А., Молинари М. Л., 1884 — 1887 гг.
— Ремонтные работы, арх. Ландесман С. А., 1917 — 1919 гг.
— Восстановление после пожара (произошёл в ночь на 15.03.1925), фор-проект: арх. Щусев А. В., проект: инж. Давыдов Н. А. при участии Нестурха Ф. П., 1926 — 1927 гг. [ВО/1926, С. 212; ОД-3].
— Ремонтно-восстановительные работы, арх. Кундерт В. И., 1942 г.
— Реставрация, реконструкция, модернизация и укрепление фундаментов, реставр. разд.: арх. Шаповаленко Н. А., Евангелиди Н. Ф., инж. Корнет И. И., Ясинский Р. И., 1964 — 1967 гг.
— Реставрация и усиление конструкций, арх. Дыховичная Н. А., инж. Быков Э. Н., общестроит разд.: инж. Снисаренко В. И., Катруца Ю. А., 1996 — 2007 гг. [ОД-1; ОД-3; ОД-9, С. 414].

-------------------------------------------------------

В 1870-х годах городской архитектор Цезарь Отон пригласил французского архитектора Феррана Ксавье принять участие в конкурсе на проект здания театра [ОД-1].

В 1880 театральная комиссия (по рассмотрению проектов театра) была возобновлена. Состав комиссии: Г. Г. Маразли, Е. И. Шульц, Н. А. Депп, С. И. Ралли, М. Е. Мевастопуло, М. И. Балихов, К. К. Сикард, позднее также адмирал Н. М. Чихачёв, С. Г. Зусман, А. Я. Новиков. [ОД-47, С. 20].

Проектные данные: стоимость 600 000 р., вместимость 1800 — 2000 чел.
Составление проекта поручено А. И. Бернардацци, в числе помощников архитектора был Ю. М. Дмитренко.

Так как известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума пренебрегая проектом Бернардацци обратилась к ним [Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октября 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", С. 27 — 29].

В коллекции ОИКМ хранится план городского театра датируемый 1880 годом, возможно проект выполнен А. И. Бернардацци — передняя часть здания полукруглая, с колоннадой в два этажа [Чертёж К-348; La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

Также коллекции ОИКМ хранятся планы городского театра выполненный бюро "Фельнер и Гельмер" [La mémoire d'Odessa (exposition, Marseille, la Vieille Charité, juin-septembre 1989). Paris: Hatier et Musées de Marseillу, 1989].

12:00 16.09.1884 — закладка фундамента. В фундамент был установлен ящик "из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с. Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебрянные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийскоо университета за 1884 г.; городские газеты и пр." [Газета "Одесский листок", 1884, 18 сентября. — С. 2].

Архитекторы во главе с инж.-арх. А. И. Бернардацци, в том числе Ю. М. Дмитренко составляли эскизы, рабочие чертежи, расчёты, осуществляли надзор за постройкой [ОД-47, с. 37].

Доверенным подрядчика был архитектор Пикколон, который осуществлял надзор и руководил строительством. Скульптор Ф. Фридль выполнил аллегоричные композиции на фасадах [ОД-1].

"К постройке городского театра. Техник г. Гейман, командированный исполнительной театральной комиссией в Москву для ознакомления с электрическим освещением фирмы Ребикова, и в Варшаву — с ходом работ по изготовлению железных частей крыши городского театра фирмою "Лильпоп и Рау", возвратился в Одессу на днях, как передают "В. О. У.", представив комиссии свой подробный доклад." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 8.06.1886 (ст. ст.) на 296 листов "О замощении Театральной площади, об устройстве подъездов к Городскому театру и о покупке для этой надобности гранитного камня" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 211]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 10.07.1886 (ст. ст.) на 63 листа "Об эксплуатации строящегося Городского театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 258]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 1.10.1886 (ст. ст.) на 25 листов "По вопросу о противопожарных мерах в Городском театре" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 62, д. 354]. Дело утрачено.

10.10.1887 г. — открытие городского театра. Некоторые присутствующие на открытии дамы: княгиня Воронцова-Шувалова, Кич, Швендер, Мельницкая, Мартынова, Зеленая, Новосельская, Дмитренко (мать Ю. М. Дмитренко), баронеса Швахгейм (сестра Ю. М. Дмитренко) [ОД-47; Двадцатипятилетие Одесского городского театра, 1887 г. — 1-ое октябрря 1912 г. / Изд. Городское. — Одесса: типография "Одесского листка", 1912 г.", с. 29]. Стоимость постройки обошлась в 1300000 р. [ОД-9, С. 415]

В Одесском областном архиве хранилось дело от 4.03.1887 (ст. ст.) на 8 листах "Об избрании графа Михаила Толстого в члены Городской Управы; для заведования делом по эксплуатации Городского Театра" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 16].

"...фирма "Ганц", освещавшая театр, ценила дорого электричество и не сделала никаких улучшений" [Газета "Одесские новости" № 2875 от 17(1).(03).1894].

"Городской театр... Драматическая труппа, под управлением А. И. Сибирякова" ["Одесские Новости", № 6430 от 25.09.1904].

"Освещение городского театра.
В настоящее время в Городском театре идут спешные работы по переустройству электрического освещения, каковое должно быть сдано А. И. Сибирякову городской управой к открытию сезона, то есть к 15 сентября. Некоторые инженеры городской управы полагают, однако, что работы к сроку едва-ли будут выполнены, так как ешё оставалось работы очень много и что, поэтому, весьма возможно, что открытие оперного сезона в Городском театре будет отсрочено. Последнее обстоятельство предусмотрено договором города с господином Сибиряковым: в случае, если электрическое освещение не будет готово к 15 сентября, городское управление уплачивает господину Сибирякова по 2400 рублей за каждый день отсрочки" [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В [ОД-1] указано, что архитектор Ф. П. Нестурх принимал участие в восстановлении театра после пожара (вероятно того, который произошёл 15.03.1925) [ОД-1; ВО/1926, С. 212].

В 1927 году был составлен проект (29 страниц архивного дела) восстановления дымовых клапанов в театре им. Луначарского [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1043]. Дело сохранилось.

1929: Государственный оперный академический театр им. Луначарского [ВО/1930].
1938: Государственный оперный академический театр Оперы и Балета, Театральный пер., 1 [ОО/1938].

"Особенно похорошел театр после реставрации и реконструкции (1966 — 1967 гг.). Лучшие специалисты страны полностью обновили отделку здания, вернули первозданную красоту его лепке, позолоте, росписи, фрескам, усовершенствоали технику сцены. 6 ноября 1967 года театр вновь открылся. можно смело сказать, что это было поистинне второе рождение храма искусства" [Саркисян Константин Саркисович, Ставницер Михаил Фроймович. Улицы рассказывают... (2-е изд., перераб. и доп.) Одесса: Маяк, 1968 (сдано в набор 12.1.1968), С. 229].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 549 под названием "Здание Театра оперы и балета" (годы постройки: 1884 — 1887, арх. Фельнер Ф., Гельмер Г.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г. [ОД-6/2009].
Здание является памятником истории местного значения (На балконе здания 10 апреля 1944 г. был поднят флаг освобождения г. Одессы от фашистских захватчиков) (Решение Одесского Облисполкома № 381 от 27.07.1971 г.) [ОД-6/2009].

• • •

"...по фасаду полукруга с обеих сторон — открытые балконы. Таких балконов во всём фасаде десять: восемь малых и два больших, с тремя просветами каждый. Кроме украшения и оживления фасада, балконы имеют целью доставление света и воздуха в фойе, с которыми они непосредственно соприкасаются. Имея несгораемый пол, эти балконы, на случай пожара могут служить убежищем для посетителей театра, который попадая в них, до подачи помощи извне, имея свободный доступ до наружного воздуха, находятся в полной безопасности... ...театр имеет двадцать входов и выходов. Кроме того для сцены и побочных помещений её имеются три отдельных выхода: два с Театрального переулка и один с Театральной площади...
Над главным портиком со стороны Ришельевской улицы возвышается на громадном пьедестале главная, наиболее живописная и эффектная группа, на которой изображена муза театра, в колеснице, запряжённой двумя пантерами. В левой руке у неё горящий факел, правая поднята вверх. По бокам её два гения с лавровыми венками в руках. Немного ниже на втором пьедестале, находятся две больших группы, олицетворяющие музыку и танцы. На правой изображена Терпсихора, обучающая молодую девушку танцам. Левая представляет Минотавра, который учит сидящего на нём Аполлона играть на лире. Наконец, внизу, по двум сторонам входа в портик со стороны Ришельевской улицы, установлены две большие группы, аллегорически олицетворяющие комедию и трагедию. Внизу расположены амуры с птичьими масками, а с другой стороны птица. На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут-же, её ног. В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел. На фасаде портика, над балконом, находятся два горельефных изображения — две Славы с венками в руках. Эти два украшения весьма изящны и исполнены прекрасно. Вокруг фасада передней части здания по фронтону расположены фигуры, изображающие амуров в разных позах, группами и в одиночку. Не забыты и корифеи русской литературы и музыки. По двум сторонам полукруглой части театра поставлены четыре бюста: Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. На крыше надсценной надстройки поставлена группа, изображающая двух ангелов, держащий герб Одессы...

Во всём (зрительном) зале снизу до потолка исключительно преобладают бархат, сатин, позолота. Первые пять рядов (партера), по принятому в заграничных театрах делению, носят название оркестра; далее идут девять рядов паркета и наконец восемь рядов собственно партера... Всех мест в партере 474... Бенуарных лож шестнадцать... Лож бель-этажа 29. Сначала находится по одной ложе авансцены по девяти мест каждая... Всех лож второго яруса 18. ...амфитеатр, при 226 местах имеет четыре выхода. Лож третьего яруса всего шесть. Остальное пространство занимает галерея.. всех мест в галерее 336. Галерея устроена слишком хорошо, можно сказать роскошно. Не говоря уже о том, что посетители райка имеют отдельные занумерованные места, вседствие ченго на галерею можно запускать лишь определённое число зрителей, по числу мест, — сами места устроены в виде кресел с откидными деревянными сидениями, с высокими обитыми бархатом спинками и ручками по бокам. Всех мест в театре 1590.

Средняя часть потолка занята четырьмя большими картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырёх произведений великого английского драматурга Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимние сказки" и "Что вам угодно". Эффектным украшением потолка служит центральная бронзовая люстра, освещаемая электрическим светом. Чтобы покончить с зрительным залом, нам остаётся сказать ещё несколько слов об отделении для оркестра. И здесь мы видим отступление от общепринятого устройства в наших театрах. В то время, как в большинстве театров оркестр находится на виду зрителей, в новом театре он скрыт в углублении, так что виден только дирижёр. Самое помещение оркестра просторно и удобно.
Водоснабжение театра устроено вполне целесообразно. Кроме проводов воды в уборные, клозеты, в побочные помещения сцены и вообще, так сказать, для постоянного потребления, есть много проводов, предназначенных исключительно для охранения безопасности от пожара. В каждом фойе посетители театра замечают небольшие деревянные застекленные ящики, в которых помещаются пожарные краны со шлангами, длинной от шести до семи сажень. Таких пожарных кранов имеется по три в каждом фойе. Подле каждого пожарного крыла находится дежурный пожарный служитель, который, в случае пожара в ближайшей от него части театра, немедленно открывает пожарный кран и в то же время сигналом посредством электрического провода, устроенного тут-же подле пожарного крана, в стене, даёт знать наряду пожарной команды, находящемуся в особом помещении подле сцены, как наиболее опасной в пожарном отношении части здания. Всего-же во всём театральном здании устроено 34 пожарных крана. Но этим не ограничиваются противопожарные приспособления в городском театре. Самым опасным местом в театре в пожарном отношении является сцена, на которой сосредоточено наиболее горючего и легко воспламеняющегося материала. Поэтому, кроме всевозможных мер предосторожности и предохранительных приспособлений, сцена отделена от остальных побочных помещений её несгораемыми стенами и железными герметически запирающимися дверьми. От зрительного зала сцена отделяется двойной железной занавесью, устроенной из волнистого листового железа, которая, в случай пожара на сцене, немедленно опускается и совершенно изолирует сцену от зрительного зала, в который не может проникать не только огонь, но и дым. Для опускания этой занавеси достаточно 34 секунды; для поднятия-же её требуется 3 1/2 минуты. Каждый спектакль занавес подымается и опускается на глазах у зрителей. Делается это для убеждения присутствующих в театре в полной безопасности их на случай пожара на сцене. Если ко всем этим предосторожностям мы прибавим, что театр освещается электрическим светом и что, таким образом, из театра устранена главная причина пожара — освещение газом или театра устранена главная причина пожара — освещение газом или осветительными минеральными маслами, то с положительностью можно сказать, что в пожарном отношении одесский городской театр является наиболее безопасным. Кроме того в театре имеется такая масса широких и удобных выходов, сообщающихся непосредственно с улицей, что публика скоро и в безопасности может выйти из театре.
Употребляемые для освещения дуговые лампы доставляют свет силой в 600 свечей каждая. Калильные лампы двух родов: в 50 и в 16 свечей каждая. Для наружного и внутреннего освещения театра установлено всего 11 дуговых ламп, 504 калильных в 50 и 1398 в 16 свечей в каждой. При полном освещении театра, внутреннем и внешнем, эти лампы способны дать количество света, равное силе света более 500.00 свечей. Собственно для освещения зрительного зала установлено 292 калильные лампочки в 16 свечей, следовательно, сила света в зале, при полном освещении, равняется 4.672 свечам.
Общая стоимость собственно театрального здания с электрическим освещением определяется в 1285.000 руб." [ОД-72, Ч. І — С. 131, 135, 139, 141, 143].

"ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884—1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие—10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А. И. Бернардацци, Ю. М. Дмитренко и Ф. В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом
из местных строительных материалов.
В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955—1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путём его силикатизации жидким стеклом.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков.
Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, — из плит камня; оштукатурено. 8 плане из подковообразного зрительного зала охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания — двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной — трёхаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительно¬го зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсечённого плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарём с куполом, завершённым невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и М. И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. Фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене — одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии.
Скульптурные группы, размещённые на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа — сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококо. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зри¬тельный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Боль¬шая бронзовая люстра с хрустальными подвеска¬ми образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырёх из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены
500 кв. м, арьерсцены — 200 кв. м. ширина портала 15 м, высота— 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество.
Здание театра в своё время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города.
До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский- Корсаков, Э. Ф. Направник, А. К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф. И. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А. П. Павлова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, В. Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965—1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регуля¬тор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес перво¬начального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы." [ОД-103, С. 262-263].

Рішельєвська вулиця, 1 / ланжеронівська вулиця, 11

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Ланжеронівська вулиця
Серия:Административные здания
Архитекторы:Гонсиоровский Ф. В., Маас В. Ф.
Застройщик:Товарищество механического и чугунолитейного завода Беллино-Фендерих
Этажность:2
Строительство:05.1875—09.1876
Снесено/разрушено:04.1949
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Дом Беллино-Коммерель (б. Беллино-Фендерих)
Дом Беллино-Фендерих, арх. Ф. В. Гонсиоровский, 1875–1876 гг. [ОД-1].

«Ещё задолго до окончания продлённого контракта комитет (дирекция) клуба высказывал неоднократно желание приобрести в центре города большое место и построить собственное здание. Капитал клуба достиг тогда уже до 40 тыс. руб. и при помощи займа и ссуды можно было осуществить это желание, но вся беда заключалась в том, что в центре города подходящего места не оказалось. Дела в Одессе шли прекрасно, а потому владельцы домов решительно воздерживались от продажи их, выжидая повышения их ценности.
Как раз vis-a-vis городского дома. где помещался клуб, находился небольшой одноэтажный дом, в котором много лет ютилась небезызвестная тогда кофейня (казино) Новака. Домик этот принадлежал купцу В. П. Портнову, который состоял членом клуба. Он предложил дирекции перестроить свой дом в двухэтажный, уступив весь верхний этаж в распоряжение клуба и распределив его помещения согласно плану, выработанному дирекцией, однако при условии заключения договора на 10 лет с уплатой по 10500 руб. в год.
Созванное по этому случаю чрезвычайное собрание членов 14 декабря 1871 г. [„Одесский Вестник“, № 167, за 1871 г.] вполне одобрило доклад дирекции клуба и уполномочило её заключить договор с Л. В. Коммерель, который приобрёл упомянутый выше домик у Портнова. Летом 1872 г. было приступлено к снесению старого дома с кофейней Новака и к постройке нового огромного и поныне существующего здания.
Состав дирекции клуба Рус. общества пар. и торговли к тому времени значительно изменился: во главе клуба стали крупные негоцианты Ф. Х. Далл'Орсо, Н. М. Хионаки, А. А. Рафалович, А. Е. Севастопуло, П. Ф. Родоканаки и др., которые высказывались за необходимость обставить новое помещение клуба со всей роскошью и комфортом. С этой целью была образована особая хозяйственная комиссия, которая и занялась детальной разработкой этого вопроса.
На лучших заграничных фабриках были заказаны огромные зеркала с эмблемами клуба и роскошные бронзовые люстры, а также выписаны изящные камины, часы и т. д., сохранившиеся поныне и представляющие большую ценность.
В мае 1873 г. окончился срок контракта по найму помещения для клуба в городском доме, а между тем постройка нового дома далеко ещё не была закончена. Волей-неволей дирекции пришлось подыскивать на лето временное помещение и клуб перебрался в дом „Театральной“ (ныне „Северной“) гостиницы, заняв небольшое летнее помещение во дворе дома (где ныне находится театр „Варьете“).
В конце сентября того же года клуб перешёл в своё настоящее помещение.
Ныне клуб занимает четыре огромных зала, отведённых под зрительный зал, дамскую гостиную, буфет и карточную комнату, и вполне достаточные помещения для библиотеки, читальни и конторы клуба. Все службы нового помещения, как уборная, кухня и т. д. оборудованы со всевозможными удобствами.
Прекрасное вначале газовое освещение добавлено в 1904 г. более усовершенствованным электрическим, а в 1910 г. и это освещение ещё усилено при посредстве частной электрической станции при „Европейской“ гостинице, благодаря чему в дне вечеров помещения клуба утопают в лучах яркого электрического и газового света.
Употреблённые при учреждении на приобретение обстановки клуба и на его содержание огромные средства несколько уменьшили капитал клуба, вследствие чего в продолжении многих лет обновлять эту дорогую обстановку или заменить её не представлялось возможным, так как временами клуб переживал финансовый кризис по чисто случайным причинам. Однако в последние три года, когда дела клуба несколько улучшились был произведён капитальный ремонт помещений и обстановки клуба, принявшего после того снова свой прежний блестящий вид.
Помимо ремонта, явилась возможность приобрести много новых необходимых к инвентарю клуба предметов, не отягощая в то же время клубной кассы.
В течение последних двух лет клуб на время летнего сезона помешался в прекрасном специально оборудованном помещении на Екатерининской площ., состоящие из прохладных обширных зал и веранды с небольшим садиком, в котором разбиты цветочные клумбы и устроен фонтан. Члены клуба и гости охотно посещали этот красивый уголок.
Хотя по балансу отчёта за 1910 г. обзаведение и устройство клуба оценивается в 15 тыс. руб., тем не менее, разумеется, стоимость инвентаря клуба превышает несколько десятков тысяч» [50-летие Одесского Купеческого собрания. Исторический очерк. — Одесса: типография под фирмой «Вестник винодела», 1911, С. 8-12; ОД-1].

Несмотря, на то, что в очерке 50-летия клуба РОПиТ указаны годы постройки 1871–1873 годы, по сведениям О. И. Губаря, который руководствовался сообщениями разных выпусков «Одесского вестника», разборка старого дома осуществлялась весной 1875 года [«Одесский вестник», № 89 от 25.04.1875 (ст. ст.)], в дальнейшем в данной газете освещались разные аспекты строительства здания, фасады здания были облицованы инкерманским камнем. Таким образом автор очерка допустил ошибку.

Так как общество РОПиТ не имело никакого юридического отношения к клубу с одноименным названием, то нелицеприятные истории в клубе, если они имели место быть бросали тень на репутацию общества РОПиТ, на ухудшение репутации клуба оказала влияние карточная игра «баккара». Поэтому РОПИТ пытался заставить власти изменить название клуба, также некто Шуманский, который оставил на полях очерка собственные комментарии отметил, что среди членов клуба со временем стали преобладать евреи, что также послужило причиной требования о переименовании. В конце марта 1903 года в клубе во время азартной игры произошла ссора, 4.04.1903 (ст. ст.) в Одессу пришло уведомлении от МВД о закрытии клуба. Вскоре некоторые члены клуба основали новый клуб под названием Купеческое собрание, с передачей ему имущества и помещения клуба РОПиТ, устав утверждён 26.04.1903 (ст. ст.). в этом же помещении. 5 сентября клуб был открыт. В 1913 году клуб располагался здесь же, председатель совета старейшин: Леон Иванович Левенсон [50-летие Одесского Купеческого собрания. Исторический очерк. — Одесса: типография под фирмой «Вестник винодела», 1911, С. 21-23].

«Клуб русского общества пароходства и торговли помещается по Ришельевской улице, в доме № 1, против городского театра. Название своё он получил в следствие того, что главными учредителями его были служащие в Русском Обществе Пароходства и Торговли; в настоящее же время клуб ничего общего с Русским Обществом Пароходства и Торговли не имеет. Правилом входа в клуб, кроме членов, пользуются приезжие и проживающие в городе иностранцы.» [ОД-72, І — С. 163].

В Одесском областном архиве хранится дело от 1881 года «Об устройстве подъезда для торгового дома Беллино-Коммерель» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 57, д. 197]. Дело сохранилось.

«Большое помещение в доме Беллино-Коммерель приспособляется для одесского отделения „Лионского Кредита“, куда оно скоро будет переведено» [Газета «Одесские новости», № 5565 от 01.03.1902]. Также «Одесские Новости» в феврале-марте 1902 года опубликовали ряд объявлений о скидке в 40% на все товары ликвидируемого мануфактурного отделения Т-ва Беллино и Коммерель с 18-го февраля. Возможно, ликвидация магазина и переезд банка были связаны между собой.

Наследники Беллино-Фендерих 28.05.1910 (ст. ст.) подали прошение с проектом на увеличение окон в подвальном этаже на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц. Проект утверждён 29.05.1910 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 85, д. 540, л. 77].

С момента постройки, в здании размещалась контора товарищества «Беллино-Коммерель» (б. Беллино-Фендерих) [ОД-25, с. 292]. Кроме того, помещение первого этажа продолжительное время занимал банк «Лионский кредит» [ОД-7, № 37 (2009), с. 12 / Олег Губарь. О том, как инвестировался «Одесский проект»].

В пределах 1885–1888 годов открылись (либо существовали, но не упоминались ранее) хлебные конторы Вальтуха и Ковлера, которые располагались по адресу Ланжероновская, 13 [АКОГ/1889, С. 322].

В 1920-е годы здание относилось к тресту «Пайстрой», который до 1928 года провёл капитально-восстановительный ремонт второго этажа. В нём размещалось 3 торговых помещения [ГАОО, ф. Р-1234, оп. 1, д. 784, л. 275]. В 1928 году в бывших помещениях «Пайстроя» разместилось городское управление недвижимых имуществ (УГНИ), кроме того при нём находилось кабинеты судебных исполнителей Медведева и Лузгина [ВУ/1929, стлб. 538, 540]. В 1929 году в здании, помимо УГНИ, размещались одесский филиал Укроргстроя [ВО/1930, с. 45] и управление Окринженера при Одесском Окрисполкоме [там же, с. 46].

В 1927 году был составлен проект (7 страниц архивного дела) переустройство дома на ул. Ласточкина, 11 под студенческий жилинтернат [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 1045]. Дело сохранилось.

До 20.10.1940 помещение, вероятно, ранее принадлежавшее банку «Лионский Кредит», занимала Центросберкасса № 8 Водно-транспортного района. С 20.10.1940 она была переведена в помещение городского агентства Госбанка на Ленина, 12, а агентство, в свою очередь, переехало в бывшее помещение сберкассы.
[ГАОО, ф. Р-1234, оп. 7, д. 33 / Пост. Горисполскома от 09.10.1940].

В очерке Олега Губаря «Дом, который построил ... первый одессит» [ОД-22] упоминается дата разрушения здания: 1941 год. Однако, судя по сохранившейся фотографии времён румынской оккупации, здание было разрушено не ранее 1943 года, когда на втором его этаже случился пожар. До 1949 года оно сохранялось в частично законсервированном состоянии. После обвала дома № 2 (напротив), Горисполком, «ознакомившись с экспертным заключением по вопросу о техническом состоянии остова здания по улице Ленина № 1 /Ласточкина № 11/ и заслушав доклад главного архитектора города», своим решением № 166 от 21.02.1949 предписал разобрать коробку здания. Разборку произвёл трест Главморстрой № 1 с использованием полученного строительного материала для своих производственных целей. [Реш. ГИК № 166 от 21.02.1949].

• • •

В 1875 году участок имел адрес Ланжероновская, 13 / Ришельевская, 1, состоял в квартале III Бульварного участка и принадлежал Беллино-Фендериху и Комерелю [ОД-73].

Рішельєвська вулиця, 2 / ланжеронівська вулиця, 13

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Ланжеронівська вулиця
Серия:Административные здания
Архитекторы:Боффо Ф. К., Мельников А. И.
Этажность:3
Строительство:1827—1830
Снесено/разрушено:04.1949
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Изменение адреса Снесено
Название/назначение:Городской дом
Городской дом (дом градоначальников), арх. Боффо Ф. К., фасад: возможно Мельников А. И., 1827–1830 гг. Реконструкция для Южно-Русского промышленного банка, арх. Линецкий М. И., 1906 г.

В [ОД-1]: 1826–1828 гг. В [ОД-9]: 1827–1830 гг. Ширина стен нижнего этажа: 3 аршина.

В 1832-же году открыты гостиница «Петербургская», на бульваре, и «Ришельевская» в городском доме, против театра, где до того помещались присутственные места. Эту последнюю содержал известный в то время ресторатор Отон, воспетый Пушкиным в его «Онегине». Эта гостиница служила преимущественно, для приёма послов, министров и др. высокопоставленных гостей, которые в то время часто проезжали через Одессу [ОД-72, С. 117]. Одесский купец Цезарь Отон арендовал здание на основании решения Гордумы от 22.04.1849 г. (ст. ст.) на 25 лет начиная от 23.03.1850 (ст. ст.) [ГАОО, Ф-59, оп. 2, д. 1560; ГАОО, ф. 4, оп. 25, д. 391]. Также встречаются сведения, что Отон арендовал трёхэтажный городской дом 28 марта 1833 года [Есть город у моря: Краеведческий сборник. — Одесса: Маяк, 1990, С. 111, 115]. В 1864 году указана на плане города, составленного Крыловым в качестве "Ришельевской гостиницы". В 1884 году гостиница не упоминается — возможно, некоторый период она не работала. Упоминается гостиница под названием «Ришелье» начиная с 1888 года, гостиница относилась ко II-му классу, адрес: Ланжероновская ул., 15 [АКОГ/1889]. В пределах 1902—1906 годов гостиницу начали относить к І-му классу [ВО/1907]. В 1903 году владелец гостиницы — Л. Б. Врановский [ВО/1904-1905]. К 1907 году владельцем гостиницы стал С. Лернер [ВО/1908]. В 1913 году владельцем гостиницы «Ришелье» был Ст. Борженицкий [ВО ОН/1914].
«При гостинице первоклассный ресторан, читальня, ванны и души. Номера от 1 р. в сутки. Вблизи гостиницы вокзал на Хаджибейский и Андреевский (Куяльницкий) лиманы. Электричка (прим.: трамвай) проходит мимо, остановка у гостиницы» [ВО ОН/1914].

В 1862 году участок арендовался архитектором Л. Отоном (адрес: Ришельевская ул., в Пале-Рояле), в свою очередь участок был отдано Отоном в аренду римско-подданному Жану Росси [ГАОО, ф. 59, оп. 1, д. 3511, л. 91-92].

«Меняльная контора Давидова и Ко. На Ришельевской улице в доме Ришельевской гостиницы» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 104 от 16.06.1873].

16 марта 1875 года (ст. ст.) в здании произошёл пожар [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 124, ч. 1, д. 7 (делу присвоен новый шифр — см. опись)].

В 1884—1894 годах в здании размещался клуб «Беседа».
«„Беседа“, — Ришельевская ул., № 2, — еврейский клуб, хотя общество принимает в свои члены и гостей лиц без различия их национальностей и исповеданий. По уставу, общество имеет целью доставить своим членам и их семействам приятное и полезное, без излишней роскоши, препровождение времени, пением, музыкой, литературой, танцами и т. п. Всё это, впрочем, мало исполняется, но в карты здесь играют менее, чем в других клубах» [ОД-72, І — С. 165].
В пределах 1895—1897 годов он переехал на Почтовую ул., 13 [АКОГ/1894 — АКОГ/1898].

"Торги на отдачу в аренду городского дома. Согласно постановлению городской управы, торги на отдачу в аренду городского дома, состоящего на углу Ланжероновской и Ришельевской улице, вновь назначены на 3 сентября в 1 час дня." ["Одесские новости", № 201 за 15.08.1885].

В 1887 году арендаторша городского дома Серебренникова подала прошение на заделку боковой двери выходящей на чёрный ход и прорезка двери нижнего этажа в наружной со стороны двора капитальной стене с тем, чтоб по плоскости стены были бы уложены в два или три ряда рельсы и дверная перемычка должна быть сделана из кирпича на цементе, двери должны быть не шире 1 арш. 2 вершк. в городском доме арендуемом Серебренниковой. Подписку о надзоре дал Моранди Ф. О. Разрешение получено 19.11.1887 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 124, д. 7590, л. 131].

В Одесском областном архиве хранилось дело от 06.11.1887 (ст. ст.) на 16 листах «Об исправлении ледника в городском доме, на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 153]. Дело утрачено.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 22.12.1893 (ст. ст.) на 6 листах «О ремонте после пожара бывшего в декабре 1893 года в помещениях арендуемых госпожой Серебрянниковой в городском доме на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 353]. Дело утрачено.

«„Сад Тиволи“ отдаётся в аренду под гуляние. Узнать в „Центральн.“ табач. маг. Ришельевская городс. дом против Беллино-Фендериха. Объявление № 6075-Г-1» [Газета «Одесские новости» № 2906 от 23.03.1894].

В 1897 году по адресу Ланжероновская, 15 располагалась главная контора Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) [АКОГ/1898].

В конце XIX — начале ХХ веков в здании размещался Южно-Русский Промышленный банк (с 1908 года в составе Соединённого банка) [ОД-21, с. 21, ОД-17, с. 17; ОД-18, с. 938; ВО/1911, стлб. 550; ВТПО/1914, с. 386].

Арендатор городского дома Одесское отделение Южно-Русского промышленного банка 31.05.1906 подало прошение на постройку одноэтажного с подвалом флигеля и ремонт всего дома на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц (предполагалась также пристройка для входа в банк по фасаду со стороны Ришельевской, изменение фасадов, демонтаж и постройка некоторых стен в здании). Заказчик также отметил, что перестройка имеет цель упорядочить весь дом пришедший в разрушенное состояние. План доверено получить М. И. Линецкому, он же дал подписку от 30.05.1906. При подписании контракта не было указано, что банк имеет право перестраивать здание, а только осуществить пристройку во дворе для расширения помещений банка и квартир служащих, но городская управа уверяла, что это слово не принципиально в договоре. При подаче прошения, строительное отделение горуправы отметило этот момент и не хотело одобрять план. Городской архитектор Ф. П. Нестурх 5.06.1906 отметил следующие недочёты проекта: 1. а) необходимо показать все стены назначенные к сломке, б) необходимо показать конструкцию архитрава перекрытий и их опор с расчётными данными, подтверждающими принятые размеры составных чертежей конструкции. 2. Круглая лестница начинается в пределах банка в первом этаже, следовательно она будет играть роль внутренней лестницы и в пожарном отношении может быть принимаема во внимание только условно (как внутренняя лестница), — в таком случае необходимо иметь сведение, что будет помещаться в четвёртом этаже. Архитектор отметил, что ввиду исторического значения для города Одессы никоим образом не должна быть допущена переделка фасада и вообще изменение характера фасада — его стиля, определённо выраженного в строгих классических формах и линиях этого фасада. Обработка входа должна быть также в стиле здания. Также было обнаружено, что отделение банка уже приступило к перестройке о чём было направлено уведомление в полицию для приостановке работ. Проект был одобрен 23.06.1906 и передан на утверждение градоначальнику, в тот же день утверждён за № 15238, разрешение получено 15.07.1906 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 82, д. 500, лл. 316-328].

В 1913 году по адресу Ланжероновская ул., 13, размещалась мужская парикмахерская Христ. Димитрия [ВО:ОН/1914, Отд. 2, С. 193].

В 1917 году был составлен «Договор об отдаче городом помещения для Соединённого банка» [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 126, д. 127].

В 1920-е годы здание принадлежало тресту «Пайстрой», который до 1928 года провёл капитальный ремонт лестниц и крыши. В здании размещалось 13 торговых помещений и 65 нанимателей жилплощади [ГАОО, ф. Р-1234, оп. 1, д. 784, л. 275]. В 1924–25 годах по данному адресу также размещалась контора Пайстроя [ВО/1925, с. 4; ВО/1926, с. 293].

В 1928 году в здании, освобождённом Пайстроем, находились Кредит-бюро с кабинетом судебного исполнителя Яворского при нём и ссудно-сберегательное товарищество «Промкусткредит» [ВУ/1929, стлб. 538, 554, 566]. Пайстрой же переехал в здание на улице Ленина, 6 [ВУ/1929, стлб. 568]. В следующем, 1929-м году, Кредит-бюро переехало на улицу Ленина, 8, в здание Госбанка [ВО/1930, с. 50].

Среди нанимателей конторских помещений длительное время присутствовало одесское отделение объединённого ООО «Контроль-Ко» (Гамбург) [ВО/1924, с. 36; ВУ/1929, стлб. 571; ВО/1930, с. 54 и др.]. В 1933–1934 гг. многие служащие фирмы были репрессированы или высланы в Германию и Австрию по делу об экономическом шпионаже и диверсионной работе в портах и на судостроительных заводах [ОД-27, документы №№ 396–399, 401, 403, 409, 415, 419]. 20 февраля 1934 года ЦК ВКП(б) приняло постановление о прекращении работы с фирмой «Контроль-Ко» [там же, № 415]. Анализ вышеперечисленных источников позволяет сделать вывод, что фирма располагалась в здании с 1923 года минимум по 1929-й, вероятно, сохраняя за собой помещения вплоть до ликвидации.

1938: Клуб им. Воровского — работников городских предприятий, ул. Ленина, 2 [ОО/1938].

В 1944 году здание было занято военкоматом и прокуратурой Водно-транспортного района. С 15 апреля 1944 года на первом этаже была начата работа центросберкассы № 8 Водно-транспортного района. 13 июля 1944 года здание было включено в план капитального ремонта с возобновлением 42-х гостиничных номеров, на проведение работ было предусмотрено 200000 рублей. Решением горисполкома № 996 от 28.08.1944 предписывалось освободить гостиницу «Ришелье» к 1 октября 1944 года и предоставить Райвоенкомату и Райкомендатуре другие помещения. [весь абзац: ГАОО, ф. Р-1234, оп. 7, дд. 139 и 141 / решения и доклады ГИК].

Однако, несмотря на планируемый ремонт, гостиница в здании восстановлена не была. Совещание, проведенное 11 февраля 1948 года при Союзе Советских Архитекторов с участием архитектурной общественности Одессы, подтвердило «очевидную нерентабельность восстановления здания под гостиницу». Вследствие случившегося 17 февраля 1949 года обвала, Горисполком своим решением № 183 от 24.02.1949 предписал разобрать аварийное здание бывшей гостиницы «Ришелье», обязав все организации, занимающие в нём помещения, освободить их в суточный срок со дня принятия решения. Разборку произвёл Областной строительно-монтажный трест № 319. [весь абзац: реш. ГИК № 183 от 24.02.1949]

Дерибасівська вулиця, 10 / рішельєвська вулиця, 3

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 3-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Гонсиоровский Ф. В., Вей Э. Б.
Этажность:3
Строительство:1858
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Изменение назначения Используется
Название/назначение:Доходный дом К. Меля
Доходный дом Стифеля с лавками, надзор: Даллаква, 1858 — ? гг. [ГАОО].
— Реконструкция для Карла Меля, надзор: арх. Вей Э. Б. вероятно проект Гонсиоровского Ф. В., 1886 г.
— Строительные работы неизвестного назначения, получение разрешения: Глауберзон Я., 1901 г.
— Новый ход с улицы на первый этаж дворницкой с переделкой для этой цели окна в дверь, арх. Панпулов А. С., 1903 г. [ГАОО].
— Реконструкция, 1987–1988 гг.
— Ремонт, 2017 г.

Построен на месте сгоревшего здания [ГАОО].

«Дом братьев Стифель (Штифель)» [Иллюстрированный новороссийский календарь, 1866 г. Одесса: 1865 г., С. 21; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

«Банкирская контора О. Хаиса. Ришельевская ул., д. Стифеля» [газета «Одесский Листок», № 2 от 03(15).01.1885].

«Комиссионерско-справочная контора Литвина, Дерибасовская ул., д. Стифеля. 1) Указывает квартиры, рекомендует гувернанток, бонн, учителей и лиц по различным специальностям; домашнюю прислугу с аттестатами. 2) Продажа и покупка недвижимостей и займы капиталов» [газета «Одесский Листок», № 2 от 03(15).01.1885].

Карл Мель в 1887 году подал прошение на устройство рва у подвала. С 10 по 13 марта проект исправлялся Ф. В. Гонсиоровским, подписку о надзоре дал он же. План условно утверждён 16.03.1887 (ст. ст.), особое разрешение получено 18.03.1887 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 63, д. 244, л. 261].

В 1888 году по адресу Ришельевская, дом Меля, кв. 17 проживал гражданский инженер Яков Артемьевич Ускат, член ООИРТО [ООИРТО/1888]. Позднее переехал в Кишинёв. Ускат является изготовителем металлической лестницы от оперного театра к переулку Чайковского. на верхнем столбе лестницы размещена его подпись.

В 1891 году в здании размещалась редакция газеты «Одесский Листок» принадлежащая В. В. Навроцкому [ОД-21, ч. I — 200], который через несколько лет выкупил для редакции дом Меля на Гаванной улице.

В начале апреля 1893 года здание принадлежало господину Мелю. Тогда в одной из его квартир проживала Бейла Вайсберг, владелица участка на Малой Арнаутской улице, 9. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434, л. 221]

Сохранились листы переписи населения города Одессы 1897 года для владения по Дерибасовской, 10/3. Постоянно на участке проживало 128 лиц мужского пола и 130 лиц женского пола [ГАОО, ф. 2, оп. 8, д. 560].

Василий Романович Голан 15.05.1901 (ст. ст.) подал прошение на выделение части тротуара под склад стройматериалов по Ришельевской ул., 3. Подача прошения и получение разрешения доверены Я. Глауберзону и выдано 19.05.1901. На момент подачи прошения В. Р. Голан проживал на даче Халайджогло в доме Брахмана [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 77, д. 132, л. 170].

Доверенный правления Страхового общества «Россия» — Михаил Яковлевич Матвеев 31.05.1901 (ст. ст.) подал прошение на выделение части тротуара под склад стройматериалов по Дерибасовской ул., 10 для засыпки мины. Разрешение выдано 5.06.1901 [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 77, д. 132, л. 194].

В начале 1904 года в здании размещались Датское и Бразильское консульства. Консулами обоих был Георгий Фёдорович Рафалович, который проживал в собственном доходном доме в Воронцовском пер., 4 [ВО/1904-1905].

"Вчера представители немецкой колонии в Одессе хоронили старожила бывшего крупного одесского домовладельца Карла Меля, учредителя старинной фирмы часов. Покойному было около 70 лет." ["Одесские Новости", № 6395 от 18.08.1904].

"В доме Страхового общества "Россия" угол Дерибасовской и Ришельевской ул. Отдаются 2 магазина (один угловой) и квартиры с удобствами в четвёртом этаже по 3 комнаты, в пятом этаже 2 и 3 комнаты" ["Одесские Новости", № 6409 от 2.09.1904].

В феврале 1905 года по Дерибасовской, 10 проживал строительный техник Виктор Маркович Берг [ГАОО, ф. 16, оп. 81, д. 505, л. 160].

В 1909 (1908?) — 1914 годах, а возможно и позднее, по адресу Ришельевская ул., 3 (позднее — Дерибасовская, 10) располагался музыкальный магазин «Патефон» Л. Залкинда, представлявший продукцию парижской кинофирмы «Братья Пате» [ВО/1910; ВО:ОН/1914; ВТПО/1914].

В 1913 году по адресу Дерибасовская ул., 10, размещалась мужская парикмахерская Якова Друй, тел. 39-27 [ВО:ОН/1914, Отд. 2, С. 193].

1938: Кулинарно-колбасная фабрика Главптицепрома, ул. Лассаля, 10 [ОО/1938].

На люнете ворот расположен текст «1858 S», вероятно это год постройки здания и один из инициалов владельца (Стифель). Аналогичный люнет установлен в арке проезда особняка Абазы, который был окончен в том же году.
На угловом эркере указана дата перестройки «1886». Вероятно, проект перестройки был выполнен Гонсиоровским при участии Вея. Здание имеет характерный для этого архитектора вид, два соседних дома были также сооружены Феликсом Гонсиоровским. Эмилий Вей больше известен как соавтор Гонсиоровского.

Восстановлен после пожара в 1984 году. В 1987–1988 годах производилась реконструкция здания, в результате чего дворовые фасады лишились галерей. [Газета «Вечерняя Одесса» за 19.06.1987; Газета «Вечерняя Одесса» за 13.05.1988; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].
«Завершается перепланировка дома» [Газета «Вечерняя Одесса» за 17.01.1987; Каталог улиц отдела «Одессика» ОННБ].

• • •

В 1884 году участок имел адрес Дерибасовская, 10 и принадлежал Стифелю [АКОГ/1885, С. 126].
В 1898 году участок принадлежал страховому обществу «Россия» [ВО/1899].

• • •

Здание является памятником № 734-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Здание страхового общества „Россия“» (год постройки: кон. ХІХ в., арх. Вей Е. Б.) и памятником истории местного значения (В здании в 1918–1958 гг. жил архитектор Замечек М. В.) (Решение Одесского Облисполкома № 480 от 15.08.1985 г.; Решение Одесского Облисполкома № 652 от 25.12.1984 г.; Приказ Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.) [ОД-6/2009].

рішельєвська вулиця, 4 / Дерибасівська вулиця, 12

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Рішельєвська вулиця / Дерибасівська вулиця
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Гонсиоровский Ф. В.
Этажность:2
Снесено/разрушено:01.1912
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Доходный дом А. Я. Новикова
Дом Кирико, арх. Торичелли Г.И. 1830-е гг.
— Реконструкция для Новиковых, арх. Жуковский И. А., 1874 г.
— Двухэтажная пристройка с двухскатной железной крышей во дворе коммерции советника Александра Яковлевича Новикова, надзор: Гонсиоровский Ф. В., 1878 — ? гг. [ГАОО, ф. 16, оп. 54, д. 313, лл. 214-215].
— Снесён в 1912 году.

«Меняльная контора Грубера. На углу Дерибасовской и Ришельевской улиц в д. Новикова» [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 104 от 16.06.1873]. Впоследствии в доме Вагнера открылась банкирская контора И. Грубера. Меняльная контора Грубера в доме Новикова ещё действовала в 1878 году [газета «Ведомости Одесского Градоначальства», № 101 от 01.06.1878].

В 1890 году в угловой части здания размещался галантерейный магазин и склад гаванских сигар «Петрококино и Гумель» [АКОГ/1891; Facebook: фрагмент фотографии]. В 1896 году фирма Петрококкино переехала в собственное здание универмага на Греческой ул., 28.

В 1890 году в доме проживал одесский 2-й гильдии купец Людвиг Левенталь, оптик [ОД-101, С. 82].

М. Зайсер (Вайсер) в 1893 году подал прошение на понижение окон и перемену рам магазина Ж. Блока в доме Новикова. Разрешение получено 4.10.1893 (ст. ст.) [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 69, д. 434б, л. 67].

В 1898, 1903 годах на втором этаже крыла по Дерибасовской размещалось фотоателье И. А. Антонопуло [ВО/1899; ВО/1904-1905].

«Торговый дом Д. Барам и К. Ришельевская, уг. Дерибасовской, д. Новикова, Одесса.
Продаёт и покупает все существующие процентные бумаги, акции, облигации всех банков, золотые и серебряные монеты по курсу дня.
Выдаёт ссуду под залог всех процентных бумаг в высшем размере.
Страхует выигрышные билеты от тиражей погашения. Принимает для инкассо из разных городов переводы, векселя и коносаменты на Одессу и другие города России и заграницы.
Продаёт выигрышные билеты всех выпусков посредством залога; допускает возврат ссуды частями на выгодных для покупателей условиях.
Платит по текущему счёту и вкладам до востребования 4%.
Выдаёт ссуды под выигрышные билеты всех выпусков 90% и прочие процентные бумаги 95% от их стоимости, взимая 6% годовых.
Выдаёт переводы на следующие города: [список — более 100 городов]» [газета «Одесский Вестник», № 127 от 19(31).05.1893].

«Велосипеды английские, холодильные шкафы и охотничьи ружья всех систем продаются по весьма умеренным ценам в американском магазине Л. Гассена, на Дерибасовской улице, в доме Новикова» [газета «Одесский Вестник», № 127 от 19(31).05.1893].

Яков Александрович Новиков 1.07.1900 (ст. ст.) подал прошение на размещение склада строительных материалов на тротуаре по Дерибасовской, 12 и Ришельевской, 4 для перестановки оконных рам и оштукатурки фасада магазина. Разрешение выдано 5.07.1900 [ГАОО, ф. 16, оп. 76, д. 238, л. 259].

«Табачный Магазин Бр. БАБАДАГЛЫ открыт на Дерибасовской ул., дом № 12 Новикова» [Газета «Одесские новости», № 5594 от 31.01.1902]. Возможно один из совладельцев имеет отношение к магазину Е. К. Бабадаглы, который существовал в первой половине 1890х годов на Дерибасовской, 21.

Я. А. Новиков 1.08.1907 (ст. ст.) подал прошение с проектом на перестройку магазина по Ришельевской ул., 4. Проект был утверждён в тот же день [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 80, д. 569, л. 74об].

В 1912 году или несколькими годами ранее (приведённый источник не всегда содержал актуальные сведения) по адресу ул. Ришельевская ул., 4 / Дерибасовская ул.., 12 располагалась фабрика дамского платья И. А. Берзона и Ко, основанная в 1880 году. В 1912 году на фабрике работало 30 рабочих. Годовой оборот составил 135000 рублей [ФЗ/1913, стлб. 1566].

Разрешение на разборку двухэтажных строений получено 25.01.1912 (ст. ст.), подписка С. А. Ландесмана [ГАОО].

• • •

В 1898 году участок имел адрес Ришельевская улица, 4 / Дерибасовская улица, 12 и принадлежал Я. Новикову. Площадь участка составляла 598 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1900].

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.