PhotoBuildings
Пермь, Комсомольский проспект, 4; Комсомольский проспект, 6
Автор: TORMOZZ · Пермь           Дата: 17 января 2016 г.

Информация о фото

Лицензия: Copyright ©
Опубликовано 17.01.2016 19:15 CEST
Просмотров — 1208
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +2

Комсомольский проспект, 4

Местонахождение:Россия, Пермский край, Пермь, Комсомольский проспект
Серия:Православные храмы
Архитекторы:Васильев П. Т., Свиязев И. И.
Этажность:1-2
Строительство:1798—1819
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Спасо-Преображенский Кафедральный собор
Пермская государственная художественная галерея с 1931 года помещается в самом крупном здании старой Перми — кафедральном соборе, выстроенном в стиле русского классицизма. Собор входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина. Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков решает строить монастырь на высокой горе Слудке.

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско — Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.

В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.

На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев.

Отдельно стоящую 67 — метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.

В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.

В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями.

В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.

Построенный в начале XIX века к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным.
В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были "украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского.

В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть.

Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела.

В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок.

9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 — 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

В 2001 г. к капитальному ремонту здания приступила фирма "Яшин и партнёры", известная в Перми как работающая преимущественно по ремонту и реставрации зданий — памятников истории и культуры. Уже на первом этапе работ в "Шишкинском" зале галереи реставраторы обнаружили древние росписи стен, которые было решено более не скрывать от посетителей. Для исследования и экспертизы росписей в Пермь был приглашён московский художник-реставратор А.С. Чепурной.

Здание кафедрального собора и примыкающее к нему здание архиерейского дома составляют единый ансамбль, дошедший до наших дней почти без изменений. Он является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.

В настоящее время Пермская художественная галерея размещается в самом крупном здании старой Перми — в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. В 1920-х годах в обширных помещениях собора разместилась Пермская государственная художественная галерея, для нужд которой в основном объеме и трапезной с приделами в 1957-58 годах были устроены перекрытия, разделившие указанные части храма соответственно на 3 и 2 этажа, а стены храма повсеместно покрыты масляной краской. В начале сентября начался ремонт. Все экспонаты бережно поместили в специальные хранилища.

Комсомольский проспект, 6

Местонахождение:Россия, Пермский край, Пермь, Комсомольский проспект
Серия:Православные сооружения
Этажность:2
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Архиерейское Подворье крестового храма святителя Митрофана Воронежского
Памятник архитектуры федерального значения. Архиерейский дом. Построен в конце XVIII века.

Первые здания Спасо-Преображенского монастыря были заложены 26 мая 1793 г. Местность в то время была покрыта густым еловым лесом, который вырубили, оставив ряд деревьев для будущего сада. Прежде всего, был возведен юго-западный жилой корпус монастыря с настоятельскими покоями и келейной церковью во имя св. Стефана Пермского (заложена 25 мая 1793 г., освящена 24 ноября того же года). Но эту церковь после освящения пришлось перестраивать, так как по ошибке алтарь был выведен на северную сторону, по направлению к тому месту, где теперь помещается соборная колокольня. Пришлось здание переделывать вновь, на что потребовалось еще пять лет, и только 2 марта 1798 г. было совершено вторичное освящение церкви во имя Св. Стефана, выстроенной уже согласно уставу, алтарем на восток.
В 1799 г. после образования самостоятельной Пермской епархии, чтобы уменьшить казенные расходы на обустройство епархиального управления, комплекс зданий Спасо-Преображенского монастыря передали под Пермский архиерейский дом (хозяйственное управление при епископских кафедрах для содержания епархиальных архиереев, в функции которых входили руководство хозяйством, управление землями, угодьями и имуществом, заведование доходами и расходами и т.д.) и кафедральный Спасо-Преображенский собор.
Крестовая церковь Архиерейского дома первоначально была освящена во имя Святого Стефана Епископа Пермского. В 1836 г. была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по замыслу Архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, т.к. во имя Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый придел Кафедрального собора.
В 1850-е гг. по проекту губернского архитектора Летучего Спасо-Преображенский собор при помощи крытых переходных галерей соединяется в единый комплекс с архиерейским домом и колокольней.
В 1889 г. архитектором Р.О. Карвовским был разработан план перестроек в Пермском Архиерейском доме (план нижнего и верхнего этажа, где находилась Крестовая церковь).
В 1892 г. была капитально отремонтирована Крестовая церковь во имя Митрофана Воронежского. Иконостас ее из верхнего этажа был спущен в нижний, при этом междуэтажное перекрытие между верхним и нижним этажами было уничтожено, так что «церковь сделана двухсветной и высокой», чем была устранена «прежняя невозможная духота».
После реставрации церковь была освящена 13 октября 1896 г.
В 1920-е гг. в архиерейских покоях размещался госпиталь Губэвака; домовую Свято-Митрофаниевскую церковь передали Пермскому Научно-промышленному музею. С марта 1922 г. все здание Архиерейского дома было передано Пермскому музею целиком.
Долгое время, вплоть до переезда Пермского краеведческого музея в дом Мешкова, в помещении крестовой церкви располагалась палеонтологическая экспозиция Пермского краеведческого музея, стоял мамонт. Ныне здание Пермского Архиерейского дома передано в распоряжение Пермской епархии Московской патриархии русской православной церкви.

Параметры съёмки

Модель камеры:NIKON D5200
Время съёмки:17.01.2016 13:39
Выдержка:1/1000 с
Диафрагменное число:9
Чувствительность ISO:200
Фокусное расстояние:18 мм
Показать весь EXIF

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.