PhotoBuildings
Одесса, Софіївська вулиця, 5А
Автор: Antique · Одесса           Дата: 28 декабря 2014 г.

Информация о фото

Лицензия: BY-NC-ND
Опубликовано 23.02.2015 17:29 CEST
Просмотров — 1322
Подробная информация

Софіївська вулиця, 5А

Местонахождение:Украина, Одесская область, Одесса, Софіївська вулиця
Серия:Проекты 2-этажных домов до 1920 года
Архитекторы:Меснер Э. Я.
Этажность:1-2
Окончание строительства:1828
Стиль:Классицизм
Текущее состояние:Используется
Название/назначение:Музей Изящных искусств
Дворец Ольги Станиславовны Нарышкиной, ? — 1828 г. (возможно проект Джакомо Кваренги, 1810-х гг.). [[ГАОО, ф. 59, оп., 1, д. 876]; О. И. Губарь. Предыстория Одесского художественного музея. Вестник ОХМ № 1; С. Г. Решетов. О даре городским головою Григорием Григорьевичем Маразли здания дворца на ул. Софиевской городу Одессе для устройства в нем Музея изящных искусств. Вестник ОХМ № 1].
— Прорезка ворот в оградной стене для Ф. С. Юрьевича, 1887 — ? гг. [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 124, д. 7590, л. 113].
— Устройство аудитории для народных чтений и пристройка к левому крылу, арх. Дмитренко Ю. М., 1890 — 1891 гг.
— Ремонт здания, арх. Толвинский Н. К., 1894 г.
— Перестройка для музея Изящных искусств, арх. Меснер Э. Я., 1897 г.
— Декорация подвала «Грот» для выставки Домоустройства, арх. Бернардацци А. И., 1895 г. [ОД-3].
— Перестройка второго этажа для Музея Общества изящных искусств, ? — 1903 гг. ["Одесские Новости", № 6416 от 10.09.1904].
— Ремонт второго этажа, 1904 г. ["Одесские Новости", № 6416 от 10.09.1904].

В очерке инженера М. Г. Рейнгерца "Историко-архитектурное описание г. Одессы" указано, что дворец был построен по проекту Джакомо Кваренги в 1810-х годах.

"Во время бомбардирования Одессы 10 апреля 1854 в город было брошено масса ядер и многие попали в дома и засев в мягких стенах, были там оставлены некоторыми владельцами; в других домах были нарисованы чёрной краской круги, с надписью "19-го апреля 1854 года." Кроме памятника дюка де Ришелье, следы ядра оставались долго в стене архиерейской церкви. В дом князя Воронцова попало 200 ядер и 2 конгреновы ракеты, в соседний дом, где помещалась канцелярия генерал-губернатора (теперь г. Маразли) попало 4 ядра, в дом Нарышкиной (нынешний дворец) 4 ядра; ядра долетали даже в середину города; на Новом базаре, у Сретенской церкви, было убито 3 человека." [ОД-72, С. 82].

Над входом под портиком расположены остатки герба Нарышкиных,
В 1850-х — 1877 году зданием владел Станислав-Петр Иосифович Юрьевич, чей герб "Любич" расположен во фронтоне.

В 1887 году Ф. С. Юрьевич подал прошение на прорезку ворот в оградной стене по Софиевской ул. Проект утверждён за № 13224 от 27.10.1887 (ст. ст.). Разрешение получено в тот же день [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 124, д. 7590, л. 113].

В 1877 — 1888 гг. — участок приобрёл в частную собственность городской голова Г. Г. Маразли, с целью отдать большую часть участка под различные благотворительные нужды.
["Седых С. На чем сэкономил Юрьевич, или О чем рассказал герб – 2". Альманах "Дерибасовская-Ришельевская", 2013, № 54, С. 22].

В описи ГАОО за 1888 год упоминается дело ф. Ф-16, оп. 64, д. 382 от 14.04.1888 (ст. ст.) "По вопросу о постройке зданий для народных чтений на Софиевской улице на месте пожертвованном господином городским головой Маразли".

В 1890 г. Ю. М. Дмитренко предоставил в городскую управу планы аудитории для народных чтений на ул. Софиевской на месте пожертвованном Г. Г. Маразли [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 121, д. 114].
28.06.1891 г. — окончание постройки [Газета "Одесские новости", 1890, 28 июня]. Аудитория расположена в левом крыле здания в просторном помещением со стеклянной крышей, где ныне проходят выставки.

В Одесском областном архиве хранилось дело от 3.03.1894 (ст. ст.) на 137 листах "О ремонте дома на Софиевской улице, предназначенного для музея изящных искусств" [ГАОО, ф. Ф-16, оп. 70, д. 137]. Дело утрачено.

"Осмотр здания на Софиевской ул. На сегодня, в 2 часа дня, назначен, согласно постановлению думы, осмотр финансовой комиссией здания на Софиевской ул., предназначенного для устройства музея изящных искусств" [Газета "Одесские новости" № 2890 от 6.03.1894].

"Выставка картин художника Лунда. В четверг, 10 марта, открывается в доме по Софиевской ул., подаренном городу Г. Г. Маразли, выставка картин художника И. Е. Лунда. Всего будут выставлены 23 картины. Из крупных полотен выдаются картины "Закат солнца на Днепре" и "Полдень". Г. Лунда иллюстрирует Украйну и преимущественно окрестности Киева. По отзывам знатоков, в картинах г. Лунды много правды и поэзии. П. Е. Лунд — молодой художник, окончательное образование он получил в перербургской академии художеств [Газета "Одесские новости" № 2892 от 9.03.1894]. Выставка закрылась 27.03.1894 (ст. ст.) в 4:00 вечера [Газета "Одесские новости" № 2910 от 27.03.1894].

"Финансовая комиссия, рассмотрев третьего дня вопрос о ремонте здания на Софиевской ул., предназначенного для музея, пришла к заключению о необходимости произвести только ремонт, строго необходимый для поддержания здания. Арх. Н. К. Толвинскому поручено составление сметы. В этом же заседании рассматривался вопрос о приобретении от фирмы "Эдисон и Ком." её части по эксплуатации электрической станции на Приморской станции. Комиссия ознакомилась ознакомилась с делопроизводством и пока ни к какому определённому заключению не пришла" [Газета "Одесские новости" № 2893 от 10.03.1894].

"...вопрос об ассигновании суммы на ремонт здания на Софиевской ул., предназначенного для постройки музея, комиссия постановила: на ремонт, необходимый для поддержания здания, а также для первоначального приспособления верхнего этажа для музея, ассигновать до 12000 рублей" [Газета "Одесские новости" № 2900 от 17.03.1894].

"К устройству выставки домоустройства в Одессе. Секретарь местного отделения Императорского русского технического общества губ. механик С. И. Паевский возвратился на днях из Петербурга, куда он ездил по вопросу об устройстве выставки домоустроительства в Одессе. Выставка, как известно, будет открыта 1 августа тек. года" [Газета "Одесские новости" № 2907 от 24.03.1894].

Картины профессора Л. Ф. Лагорио прибыли на днях на пароходе "Новосельский" из Петербурга в Одессу и перевезены затем на Софиевскую улицу в дом, подаренный Г. Г, Маразли для Художественного музея, где и будет в непродолжительном времени устроена выставка произведений маститого художника... [Газета "Одесские новости" № 3031 от 4.08.1894]. Декорирование и убранство выставки происходило под надзором архитектора А. И. Бернардацци, в то же время сообщается, что в здании происходит ремонт и его вид улучшается [Газета "Одесские новости" № 3033 от 6.08.1894].

В описи ГАОО за 1895 год упоминается дело ГАОО, ф. Ф-16, оп. 71, д. 198 "О выставке домостроительства и домоустройства устраиваемой в Одессе отделением Императорского русского технического общества".

В одной из одесских мастерских по проекту итальянского скульптора Биоджоли сооружён надмогильный памятник И. К. Айвазовскому. Памятник представляет собой саркофаг из цельного мрамора, поставленный на мраморном же основании; от основания к саркофагу со всех четырёх сторон идут мраморные ступени. Высота памятника от основания два аршина, а самый саркофаг в длину 3,5 аршина, а в вышину аршин. На одной стороне памятника высечена эпитафия, заимствованная у армянского писателя V века Егише: "Родившись смертным оставил бессмертную память", затем следует по-русски: "И. К. Айвазовский родился 1817 — 1900 гг." На другой стороне саркофага по армянски: "И. К. Айвазовский родился 1817 г. 17 июля, скончался в 1900 г., 19 апреля". Памятник сооружён на средства наследников И. К. Айвазовского и обошёлся в сумме 6.000 руб. [Газета "Одесские новости" № 5847 за 1.01.1903].

1.03.1903 (ст. ст.) в здании педагогического музея открылась городская библиотека для учителей и учительниц народных училищ и всех учебных заведений, содержимых на средства города ["Одесские Новости", № 5903 от 2.03.1903].

В 1903 году в музее общества изящных искусств начали экспонировать картины копии европейских художников подаренные Эрмитажем в 1901 году ["Одесские Новости", № 5927 от 26.03.1903].

О намерении устроить благотворительную выставку в пользу раненых воинов на Дальнем Востоке ["Одесские Новости", № 6244 от 6.03.1904].

"Вопрос об устройстве картинной галереи при обществе изящных искусств выяснится по приезде в Одессу Г. Г. Маразли, который возвратится сюда из Италии к 20 марта." ["Одесские Новости", № 6248 от 10.03.1904].

"В городском музее изящных искусств закончился ремонт верхнего зала, перестроенного в прошлом году. На стенах зала около крыши появилась опасная для картин сырость, устранённая настоящим ремонтом. На будущей неделе будут развешаны картины и музей откроется для посетителей" ["Одесские Новости", № 6416 от 10.09.1904].

"Начались приготовления к устройству в городском музее изящных искусств выставки картин товарищества южно-русских художников" ["Одесские Новости", № 6427 от 22.09.1904].

"XV выставка южно-русских художников. На открывающейся через неделю в городском музее XV выставке южно-русских художников выставляются следующие картины:
К. К. Костанди выставляет картину "Летний день" и одну пастель, Е. К. Петрококино — "В мастерской", "Улица в Париже", "Левкой", "Головка женщины", "За работой", этюд головки и марину — акварель. В. Х. Заузе — офорты в красках и монотипии; Б. И. Эгиз — портрет С. И.; Т. Я. Дворников — три пейзажа; В. С. Бальц — 8 этюдов и картины: "Ночью", "Прибой", "Уголок дачи", "Туча дождевая"; М. Банд — 2 картины и 3 этюда; Я. Е. Борченко — барельеф-портрет А. М. Б-го; А. А. Попов — 10 этюдов; В. Л. Морозов — 6 картин и 8 этюдов; господин Кандинский — "На берегу", "Летний день", "Сумерки зимой", 2 этюда, 7 рисунков и 12 ксилографий; господин Латри — "Осенний ветер", "Старинный дом", этюды; господин Крылов — "Старые друзья", "Весна", "В ковыльной степи", "Последние лучи", господин Гауш — "Дачи", "Наш север", "Сумерки", "Снег"; П. А. Нилус — этюд к портрету А. П. Чехова, две жанровые картины с фигурами, "На берегу моря", "На улице", эскиз декоративного тона; Е. О. Буковецкий — портрет госпожи Е. И. К., детский портрет, портрет мужчины, этюды; господин Головков — несколько морских пейзажей; господин Лепетич — жанровые акварели. Пришлют также свои картины господа Н. Д. и Д. Д. Кузнецовы, Бершадский, Бодаревский, Гольдштейн, Ганский, Куровский, Эдуардс, Иваницкая, Клейн, Домбровский, Ганзен, Гусак, Фармаковский, Семёнов, Лаховский, Столица, Куковеров; Н. Д. Кузнецов выставляет портрет А. Н. Фатуровского; господин Вербаховский — 15 этюдов и 2 картины "Сумерки" ["Одесские Новости", № 6428 от 23.09.1904].

"Вчера в городском музее состоялось собрание членов товарищества южно-русских художников для осмотра картин, присланных на выставку экспонентами. Из 150 картин принято не больше половины." ["Одесские Новости", № 6432 от 27.09.1904].

"XV-я выставка южно-русских художников. Завтра открывается XV выставка картин товарищества южно-русских художников в городском музее изящных искусств. Кроме приведённых у нас названий, выставлено ещё следующие произведения:
Н. Х. Алексомати — "Уединилась" (пастель), М. Б. Бонд — "В мастерской художника" и 4 этюда, Н. К. Бодаревский — "Портрет госпожи Значко-Яворской", "Купальщица", этюд мальчика, эскиз к картине "Свадьба в Малороссии", находящейся в Императорском музее, "заглядывалась", "Лунный эффект", И. Р. Бершадский — "Воспоминание", 2 портрета, П. П. Ганский — "Портрет в чёрном", "Возвращение", "В горвх", "На террасе", "Отдых", "В театре", 4 этюда, князь Гедройц — 2 этюда, Г. С. Головков — "Яхты в гавани", "В марте", "К вечеру", 2 этюда, А. О. Гауш — "Дачи", На севере", "Сумерки", "Снег", Г. П. Гольдштейн — 3 этюда, Б. Гусак — "автопортреты", Т. Я. Дворников — 3 пейзажа, Н. Д. Кузнецов — 3 портрета, В. Н. Куровский — пастель, В. В. Наакэ — этюды и др. Б. В. Эдуардс — Генералисимус Суворов" — статуя для памятника в г. Очакове в память кинбургского сражения".
В настоящее время выставка уже почти готова к открытию.
Всех экспонатов на выставке 172."["Одесские Новости", № 6435 от 30.09.1904].

"Единогласно решают (гласные городской думы) выразить особым постановлением благодарность французскому художнику П. Леруа за выраженные им чувства по случаю переносимых в настоящую минуту Россией испытаний и за принесённую им в дар городу картину "Мардохей", которую решено передать на храниение в городской музей изящных искусств..." ["Одесские Новости", № 6435 от 30.09.1904].

"Завтра, в три часа дня, в помещении городского музея (Софиевская, № 5) на выставке картин современных русских художников, художником Михаилом Гершенфельдом будет прочитана лекция "О состоянии современного русского искусства". Лектор также коснётся творчества некоторых художников, фигурирующих на выставке. Вчера на выставке помещены новые работы Т. Я. Дворникова." [Газета "Одесские новости" № 8328 за 26.01.1911].

"2 февраля закрывается в помещении выставка картин современных русских художников. Выставка из Одессы перекочует в Киев, где к ней будет ещё присоединён отдел польских молодых художников, из м** известных художников выставке участвуют господин Дворников и госпожа Роза Рис" [Газета "Одесские новости" № 8332 за 30.01.1911].

"Педагогический музей и библиотека при управлении одесского учебного округа, по распоряжению попечителя округа, представлены для бесплатного пользования публики два раза в неделю, по воскресеньям от 12 до 3 часов и по четвергам от 5 до 8 часов вечера." [Газета "Одесский листок" № 194, от 21.08.1913].

В 1927 году был составлен проект (5 листов архивного дела) устройства приморского спуска на ул. Короленко, 5 [ГАОО, ф. 1, Р-1231, оп. 1, д. 899]. Дело утрачено.

1929: Третий Народный музей [ВО/1930].

1938: Музей Российского и украинского искусства, Дом туриста, ул. Короленко, 5 [ОО/1938].

"ДВОРЕЦ, между 1805 — 1810 гг. (ул. Короленко 5). Сооружение возведено в стиле классицизма из камня-ракушечника, оштукатурено. Центральная двухэтажная часть — прямоугольная в плане, с ризалитами по сторонам северного фасада. С западного фасада — прямоугольная пристройка, с восточного — Г-образная (бывшего зимнего сада). Под цоколем размещены подвал и катакомбы. Примыкающие к центральной части здания боковые закруглённые крылья одноэтажные, с мансардой и цокольным этажом. Планировка анфиладная; перекрытия плоские, в подвалах — лучковые и полуциркульные своды. Центральную часть главного фасада на всю высоту занимает шестиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном. Фриз портика украшен лепным орнаментом. Широкие закруглённые пандусы ведут под портик к главному входу. Над окнами по бокам главного входа — лепные орнаменты, над ними протянут пояс с барельефным изображением. Плафон портика расчленён крупными глубокими кессонами.
В интерьере дворца сохранилась художественная отделка потолков, частично — стен и полов. Наибольший интерес представляют вестибюль и парадный зал на первом этаже. В вестибюле мраморный пол, потолок поднят на высоких падугах и украшен лепкой, у стены — мраморный камин с зеркалом над ним.
В парадном зале паркетные полы с инкрустацией из редких пород дерева, расписной плафон, стены украшены широким барельефным фризом.
Под центральной частью здания — искусственная пещера из рваного камня с гротом посредине, на дно которой по периметру стен ведет пологий пандус. Катакомбы представляют собой невысокие сводчатые каменные коридоры. Дворец—одно из самых ранних сооружений архитектуры классицизма в Одессе. В нем размещается Одесский художественный музей." [ОД-103, С. 245-246].

• • •

В 1883 году участок имел адрес Софиевская, 5, состоял в квартале XLV и принадлежал Юрьевичу [ОД-67],
В 1895 году участок принадлежал Маразли [ОД-84].
в 1898 году участок имел адрес Приморская ул., 31 / Софиевская, 5 и принадлежал Г. Маразли. Площадь участка составляла 2 десятины 256 кв. саж. [ВО/1899; ВО/1901-1902],
в 1914 году существовало два участка в разных владениях: большая часть с дворцом принадлежала городу и имела адрес Софиевская, 5а, южная часть с одноэтажными флигелями имела адрес Софиевская ул., 5б и принадлежала Е. С. Толстому (возможно опечатка и имелся ввиду наследник Г. Г. Маразли П. С. Толстой) [ВО/1899; ВТПО/1914].

• • •

Здание является национальным памятником архитектуры и градостроительства № 554 под названием "Дворец Потоцкого" (годы постройки: между 1905 и 1810; Реконструкция: 1852, арх. Шашин А. С.) (Постановление Совета Министров Украины № 970 от 24.08.1963 г.) [ОД-6/2009].

Параметры съёмки

Модель камеры:NIKON D5300
Время съёмки:28.12.2014 13:21
Выдержка:1/250 с
Диафрагменное число:8
Чувствительность ISO:100
Фокусное расстояние:18 мм
Показать весь EXIF

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.