PhotoBuildings
Усатово, Улица Вернидуба, 1
Автор: вероятно Э. Унмут. Подпись: "Центральное здание в городском парен на Хаджибейском лимане".
Источник: Коханский В. C. Одесса и ея окрестности. – 3-й год изд. Одесса: тип. Л. Нитче, 1892, ч. II — С. 141.
Прислал Antique · Одесса

Информация о фото

Лицензия: Mark
Опубликовано 15.01.2017 01:32 MSK
Просмотров — 1089
Подробная информация

Оценка

Рейтинг: 0

Улица Вернидуба, 1

Местонахождение:Украина, Одесская область, Усатово, Улица Вернидуба
Серия:Санатории и профилактории
Архитекторы:Яценко И. Ф.
Этажность:2
Стиль:Эклектика, историзм
Текущее состояние:Снесено
Название/назначение:Центральное здание Городского лечебного заведения (Точное местоположение неизвестно и показано условно)
Центральное здание Городского лечебного заведения, II-я пол. ХІХ в.

"І. Ф. Яценко — Автор міської грязелікарні і дитячого курорту в парку на Хаджибеєвському лимані" [ОД-1].

В 1915 году архитектор Ф. П. Нестурх должен был произвести расширение грязелечебницы на Хаджибейском лимане для раненых воинов [ОД-1].

Точное местоположение неизвестно и показано условно.

1892:
"Сообщение с Xаджибейским лиманом производится по конно-железной дороге, которая в близком будущем будет заменена паровым трамваем. Вагоны конки в сезон лиманного лечения отходят со станции на углу Елисаветинской и Торговой улиц через каждые 20 минут. езда производятся с перепряжкой у второго железнодорожного моста, где тройка лошадей, необходимая для подъёма вагона с 20—30 пассажирами по длинному Нарышкинскому спуску, заменяется одною лошадью, что опять обусловливается необходимостью — незначительною шириною пути, проходящего на большом расстоянии по насыпи. В общем, поездка до городского лечебного заведения продолжается 40 минут. От городского лечебного заведения вагон идет далее до самого берега лимана, где устроены городские купальни.

Первою порядочною жилою дачею на Хаджибейском лимане является дача Броуда ; рядом с нею дача Диалегмено, с тенистым садом и несколькими квартирами о 2—3 комнатах, а за нею прекрасная дача Коронелли, устроенная террасами, с несколькими домиками и густым садом ; дача снабжена хорошею водою. Далее еще несколько дач, где можно иметь квартиры и комнаты в наем; все они выходят против линии ионною-железной дороги, вагоны которой останавливаются, если есть надобность, у каждой дачи и на всяком месте для приема пассажиров.

Следующая дача — Вернера, где прежде помещались больные городской больницы. При этой даче, смежной с городским лечебным заведением и самой ближайшей к ванному отделению, прекрасный Фруктовый сад с длинными тенистыми аллеями. На даче Вернера имеются номера в одну и несколько комнат. В переулке, за дачей Вернера, в расстоянии двух минут ходьбы по балке, находится дача Юзефовича и еще несколько дач, где можно иметь семейные квартиры.

Стена об стену с дачей Вернера находится прекрасный большой парк, принадлежащий городу, и в нем городское лечебное заведение. Это лучшее место на Хаджибейском лимане и лучший парк в Одессе, заслуживающий особенного внимания. Парк этот, насажденный несколько десятков лет тому назад Французом-садовником, был приобретен впоследствии известным некогда богачём-подрядчиком Волоховым, для которого он служил летней резиденцией. В то время парк отличался большою роскошью; в нем постоянно гремела музыка и устраивались пиры. Затем Волохов обеднел, дача была заброшена и приобретена для города за очень дешевую цену, в сравнении с нынешнею стоимостью её, бывшим городским головою, князем С. М. Воронцовым. Городская больница была перемещена с дачи Вернера на эту прекрасную дачу. Но наблюдать за ней было некому. Сообщение с парком но пыльной дороге было не особенно удобно, туда почти никто не заглядывал п потому мало кому было известно, каким сокровищем владеет город. Поэтому не удивительно, что лечебное заведение находилось в крайне неудовлетворительном виде и постройки и парк приходили в запустение. Чтобы поправить дело, городское управление решило отдать лечебное заведение с парком в арендное содержание частным лицам, значительно сократив число городских больных. Три или четыре года аренды показали, впрочем, что для того, чтобы поднять лечебное заведение и выйти из дефицита, необходимы затраты на улучшение и расширение лечебницы и приведение в порядок парка и всех построек.

В виду этого городская управа снова взяла в свои руки эксплуатацию лечебного заведения и на этот раз дело пошло удачнее. Постепенно ванное отделение было расширено, так что теперь имеется до 40 номеров с мраморными ваннами, электрическими звонками и прекрасной залой для отдыха, а на берегу построены новые купальни, число кабин которых увеличено до 60-ти. Помещения в парке все заново отремонтированы и построены два отдельных домика, из них один над прудом, в нижней части парка, другой в верхней части дачи; заброшенный пруд также расчищен и приведен в порядок, и теперь в нём, как и во времена Волохова, плавают белые лебеди.

Вся дача занимает пространство в 10 десятин, из которых одна треть в нижней части занята роскошным парком с полувековыми деревьями. Здесь прекрасные аллеи старого дуба, каштаны, берёзы, осины, которых нельзя обхватать двум лицам, и др. деревья. В этой части сада постоянная тень. Выше, на холме, акация, сирень, вишни, дикая груша и пр. В центре, на склоне холма, помещается большой дом с 20-ю комнатами, имеющими выходы в разные стороны. В верхней части сада большой флигель с 30-ю номерами и широкой галереей, с прекрасным видом на лиман и всю окружающую местность. У главного входа в парк, где останавливаются вагоны конки, устроен павильон, служащий для буфета. — Отсюда великолепный вид на находящийся в нескольких шагах пруд, с небольшим островком, покрытым плакучими ивами, а вокруг пруда роскошная растительность.

Содержится парк в образцовом порядке и представляет для жилья все удобства. Нынешним своим положением лечебное заведение и парк на Хаджибейском лимане всецело обязаны члену городской управы К. М. Минчиаки, который, в качестве заведующего лечебным заведением, в течении 2-х лет жил па лимане и с особою любовью и заботливостью отнесся к порученному ему делу.

В здании живёт постоянно врач, наблюдающий за лечебницей и городскими больными и при нем ассистент.

Броме частных больных, на этой-же даче, в особом отделении, огражденном от остальной части парка стеною, помешаются в бараках недостаточные больные, числом до 70, уплачивающие па полном содержании, с правом пользования ваннами и купальнями в лимане, по 25 р. в месяц; для них имеются особые ванны. Но в виду проектируемого расширения ванного отделения и вообще всего лечебного заведения, все эти бараки предполагается снести и для недостаточных больных устроить на берегу лимана особое отделение на 100 человек." [ОД-21, ч. II — С. 133, 135, 137, 139, 143].

"Городское грязелечебное отделение на Хаджибейском лимане, имеющее всего один класс, доступно только больным с приличным
достатком, а бедные люди лишены возможности здесь лечиться. В период времени от 7 до 8 часов утра и между 2 и 4 часами дня лечебница совершенно пустует, а администрация несёт убытки, так как всё время приходится нагревать грязь и рапу, держать машины в ходу и прочее. Почему-бы в эти свободные часы не предоставлять бедным больным пользоваться ваннами по крайней мере за пол-цены. Расход окупился бы вполне и ограниченные в средствах больные не прибегали бы к частным лечебницам. А таких больных ведь во много раз больше тех, которые в состоянии платить по рублю за каждую ванну." ["Одесские Новости", № 6364 от 14.07.1904].

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.